Подготовка к налоговой проверке
Украинские предприятия, особенно те, которые недавно начали свою деятельность, не всегда оказываются готовыми к встрече налоговых проверяющих. И когда наступает время пережить первую проверку, возникает много вопросов. Попробуем на некоторые из них ответить.
Можно ли перенести проверку, если у руководителя есть уважительная причина (больничный лист, отпуск, командировка)?
Перенести проверку в связи с отсутствием на рабочем месте руководителя нельзя потому как законодательством предусмотрено следующее:
- в учредительных документах предприятия должно быть предусмотрено на кого временно возлагаются должностные обязанности в случае отсутствия руководителя или главного бухгалтера;
- если руководитель отсутствует по уважительной причине, а в учредительных документах не предусмотрено кто исполняет его обязанности на это время, предприятие своим приказом или распоряжением должно возложить его функциональные обязанности на другого работника.
Кроме того, возможность перенесения сроков проверки в связи с тем, что руководителя нет на рабочем месте, даже по уважительной причине не предусмотрено Налоговым кодексом.
Нужно ли делать бумажные варианты электронных документов для проверяющих?
Налоговое законодательство дает право налоговикам при проверке запрашивать у предприятия заверенные копии документов, которые:
- относятся к предмету проверки;
- могут служить доказательством минимизации или неуплаты налоговых обязательств;
- свидетельствуют о нарушениях другого законодательства, которое контролирует фискальная служба.
На копиях ставится подпись плательщика и при наличии – печать. Таким образом, плательщику придется для проверяющих электронные документы перевести в бумажный вид.
Нужно ли давать налоговым контролерам объяснения, по вопросам, которые касаются проверки?
У плательщика есть право присутствовать на проверке и давать проверяющим объяснения по возникающим у них вопросам. Иногда это играет «на руку» плательщику. Ведь правильное обоснование проведения хозяйственной, финансовой операции позволяет избавиться от возможных негативных последствий.
Проверка закончена. Сколько времени есть в запасе у плательщика для подписания акта?
У плательщика есть два варианта:
Подписать акт, составленный по итогам проверки в день его получения, если с ним согласен.
Подписать и предоставить к акту возражения, если не согласен с его выводами. На это плательщику дается 10 рабочих дней.
Процесс организации и проведения налоговых проверок всегда связан со множеством вопросов. И как бы плательщик не готовился к ним, могут случиться непредвиденные ситуации. В этом случае хорошо иметь поддержку профессионального налогового адвоката, который свободно ориентируется в законодательстве, имеет опыт общения с контролирующими органами, сможет сопровождать проверку и обжаловать ее результаты, в случае необходимости.