Многосерийные телефильмы Колосова

Опубликовал SuperStar
18-07-2017, 09:21
Фильмы КолосоваТелефильмы у нас снимают давно, еще с начала 50-х годов. В ту пору само собой сложилось и стало общепризнанным мнение, согласно которому телефильм не должен продолжаться долее тридцати-сорока минут, иначе, считалось, зритель начнет скучать. Более десяти лет телевизионное кино развивалось фактически в русле той формы, которую принято называть киноновеллой. И вот С. Колосов первым в нашей стране сделал непривычно длинный, состоящий из четырех полнометражных серий фильм. Он назывался «Вызываем огонь на себя» и был посвящен рассказу о подлинном событии — борьбе интернационального подполья во время Великой Отечественной войны в поселке Сеша на Брянщине, где была расположена крупнейшая фашистская авиабаза. С. Колосов — сценарист и режиссер — при работе над этим фильмом (как, впрочем, и над последующими) параллельно подготовке к съемкам вел своеобразное историческое расследование, при котором обнаруживались новые поразительные факты, открывались скрытые прежде детали, расшифровывались неведомые ранее имена героев-подпольщиков.
Первенец советского многосерийного кино имел громадный успех; зрители старшего и среднего возраста, конечно, хорошо помнят это. Фильм вышел в эфир в год двадцатилетия Победы, в те февральские дни, когда страна отмечала праздник советской Армии, не успели пройти по голубым экранам все серии, как по многочисленным просьбам их пришлось повторить вновь. Имена героев сешинского подполья стали широко известны миллионам людей.

Следующая крупная работа С. Колосова появилась в 1967 году. Это был четырехсерийный фильм «Операция «Трест» — пожалуй, наиболее совершенное творение режиссера. В нем счастливо соединились все таланты Колосова: его умение скрупулезно точно и одновременно увлекательно рассказать о подлинных фактах истории, чутье на актерские таланты и способность к полному раскрытию их на киноэкране. Сегодня снимается много, даже, может быть, слишком много фильмов, повествующих о деятельности нашей контрразведки. Есть даже лента, посвященная тем же событиям. Но, думается, не ошибусь, сказав, что «Операция «Трест» — одно из очень немногочисленных произведений, которые надолго останутся и в памяти зрителей и в суждениях теоретиков как образец новаторского решения сложной темы. С. Колосов смело использовал в основанном на подлинных документах художественном фильме такие публицистические приемы, как интервью с реальными людьми, участниками давних событий, репортаж с мест, где они происходили, комментарий современника-специалиста, архивные материалы и кинодокументы. От этого история, разыгранная на экране такими превосходными актерами, как А. Джигарханян, И. Горбачев, Л. Касаткина, Д. Банионис, обрела особую достоверность.

Сегодня использование средств кинопублицистики в игровой ленте уже не редкость. Некоторые из нынешних режиссеров готовы даже превратить эти приемы в навязчивую моду. Достижением Колосова в его многосерийных лентах было умение органически связать новые кинематографические средства с тем содержанием, которое они призваны выразить. Надо сказать, что, работая в сфере остродраматического материала подлинной истории, режиссер никогда не соблазнялся возможностью снять эдакий лихой детектив с закрученным сюжетом, леденящими душу погонями, перестрелками, потасовками. Для него главным в творчестве всегда была общественно значимая тема, столкновение противоборствующих идеологий, жизненных принципов, социальных устремлений. Задумывая каждую свою новую работу, он исходил прежде всего из масштаба поставленной перед собой художественной цели. «Операция «Трест», «Вызываем огонь на себя» и «Диалог» — крупнейшие его многосерийные произведения посвящены таким узловым моментам истории Советского государства, как защита молодой, недавно победившей революции, битва с вторгшимися на нашу землю фашистскими полчищами, борьба за сохранение мира в наши дни.
ТОП Комментарии
Артур пишет:
В маленьком городке, каких немало в провинции, кажется, никогда и ничего не происходит. Так должно было быть и в эту
Артур пишет:
Неподалеку от Бостона находится остров, на котором была выстроена мрачная психиатрическая больница. Из хорошо
Артур пишет:
Действие фильма переносит в далекий 1988 год. В небольшом американском городишке живет подросток по имени Донни Дарко.
Артур пишет:
Чтобы фильм нашел своего зрителя, требуются не только хорошие актеры с прославленным режиссером, но и качественный,