Кто такой Доктор Стрэндж?
Доктор Стивен Стрэндж известный нейрохирург, очень богатый, очень напыщенный (примерно так же как Тони Старк или Генк Пим). Однажды он попал в автокатастрофу и сломал свои драгоценные пальцы. После этого его карьера была официально завершена. Но признавать поражение было слишком стыдно, потому Стивен начал искать как себя вылечить и вернуться с апломбом. После очень длительных безрезультатных усилий, на остатки сбережений он отправился в Гималаи искать полулегендарного мудреца известного как Древний, потому что он все знает и может помочь. Но Древний отказался лечить Стрэнджа, считая его жадным и таким, что думает только о себе. Через некоторое время на Древнего совершил нападение его бывший ученик Барон Мордо. Стрэндж попытался защитить его, но был обезврежен волшебством Мордо. Поражен поведением Стрэнджа, Древний предлагает ему изучать магию. Стрэндж соглашается и начинает бороться против существ с разных измерений. Со временем он собирает целый арсенал магической принадлежности. Среди самых известных гаджетов Плащ Левитации, защитный Глаз Агамот и гримуар Книга Вишанти.
Первая история о Докторе Стрэндже появилась в журнале Strange Tales 110 (отсюда и имя Доктора, журнал также известный как дом самостоятельных приключений другого славного персонажа Ника Фьюри, директор ЩИТА). В начале это был довольно типичный сверхъестественный детектив. Стрэндж назывался «мастером черной магии» и помогал людям, которые сталкивались со сверхъестественным. С этого Стрэнджа потом вырос Джон Константин Алана Мура. После нескольких пробных рассказов Стрэндж начал обрастать деталями, сменил титул на «Мастера мистических искусства» и окончательно отделился от остальных героев Marvel.
Особенностью оригинального Доктора Стрэнджа (выпуски 114-146) является то, что этот комикс был испытательным полигоном для Стива Дитко. В большинстве случаев сюжет не имел принципиального значения. Он был, но все было заложено в невероятные изображения, новые способы отображения пейзажей, существ, эффектов колдовства. (К слову, экспрессивная жестикуляция и сопроводительные спецэффекты от чар очень похожи на те, которые использовались в фильме Роджера Кормана «Ворон». Но об этом далее). В общих чертах каденция Дитко рассказывает историю трансформации Стивена Стрэнджа с крикливого врача в настоящего героя, его путешествия другими мирами и встречи с потусторонними существами. Представьте, как такое читать в детстве? Да уж.
Начиная с выпуска 116 Дитко начал очерчивать целую космогонию вокруг персонажа. Каждый выпуск добавлял новый элемент. Появились высшие существа Вишанти (Агамотто, Оштук, Гоггот), которые наделяют магическими силами персонажей. Появились демоны Иконн, Раггадорр, Ватумб, олицетворение страха Кошмар. Барон Мордо превратился в еще более опасного противника равного силой и умом Стрэнджу. Затем со всех сторон на Землю начали нападать злые существа из других измерений. Стрэндж по-тихоньку боролся с ними. Все намекало на то, что худшее впереди. Начали появляться намеки на зло Дормамму с Темного Измерения, который не остановится ни перед чем, пока не покорит абсолютно все сущее. Именно он отправлял всех созданий на правах посланников. Чтобы не оказаться в позиции Люка в Облачном городе, Стрэндж отправился в параллельное измерение искать помощь в сознании вселенной по имени Вечность. Но та сказала, что он уже взрослый и сам может разобраться.
Поэтому Стрэндж отправился в Темное Измерение и вызвал Дормамму на бой. Их схватка прекратилась после того, как армия Бессмысленных вырвалась на свободу. Стрэндж помог Дормамму остановить их, а в обмен на это Дормамму пообещал не трогать Землю, хотя так и не смог смириться с тем, что ему пришлось просить у Стрэнджа помощи обуздать своих подчиненных. Позже он предоставил Барону Мордо силу, чтобы донимать Стрэндж. Потом оказалось, что Барон Мордо предсказал появление Стрэнджа много лет назад и всячески портил ему жизнь, до судьбоносной катастрофы. Между тем, Дормамму решил самоутвердиться, преодолев вечность.
Первая история о Докторе Стрэнджа появилась в журнале Strange Tales # 110 (отсюда и имя Доктора, журнал также известный как дом самостоятельных приключений другого славного персонажа - Ника Фьюри, директор ЩИТА).
В 1940-м году DC Comics представили еще одного персонажа-волшебника - Доктора Судьбу. Доктор Судьба (Доктор Фэйт) является непосредственным эстетическим источником для Доктора Стрэнджа. Начиная от поз на обложках, завершая функционалом магической принадлежности и колдовскими спецэффектами.
Откуда пошел Доктор Стрэндж?
Очевидно, Доктор Стрэндж не возник на пустом месте. Фактически Доктор Стрэндж стал последним отголоском об супергероях Золотого века комиксов. От него веет необязательностью, но если ты следуешь за ним - тебя ожидают невероятные приключения. Далее я немного расскажу о том, на что опирался Дитко при формировании персонажа.
Прежде всего, стоит упомянуть о книге «Магия и мистика Тибета» Александры Дэвид-Нил. Опубликованная в 1931 году, книга повествует о пребывании автора в Тибете, ее изучение различных мистических практик и познания тибетской культуры. Благодаря простому языку и увлекательной (как в приключенческих романах) манере повествования, эта научно-популярная книга получила невероятный успех в глазах читателей и стала одним из источников (фактически фундаментом) для изображения магии в художественных произведениях. В ней довольно пространно описываются практики левитации, телепатии, астральной проекции и контактов с бесплотными духами.
Другим очевидным источником вдохновения стал радиосериал «Шанду, волшебник» Гарри Эрншоу и Реймоннда Моргана. Начавшийся в 1932-м году, сериал скопировал приключения Фрэнка Чандлера, который научился таинственным практикам в йоге в Индии, а затем принял имя Шанду и решил бороться со злом. Особенностью этого сериала является широкая творческая интерпретация происходящего. Красочные звуковые эффекты и невероятно сочные описания невольно заставляют воображение создавать причудливые картины. И в этом можно заметить истоки красочных пейзажей раннего Доктора Стрэнджа.
Крупнейшим источником, фактически предшественником, Доктора Стрэнджа есть комикс «Мандрейк Волшебник». Созданный Ли Фальком в 1934 году (Фальк также создал персонажа Фантома, который изрядно вдохновил Фингера и Кейна на создание некоего Человека-Летучей мыши), Мандрейк также известный как первый супергерой в современном понимании. Он не имел униформы или суперсил. Он был очень изобретательным. Фактически Мандрейк был гибридом Шерлока Холмса и Гарри Гудини. Основным оружием волшебника был гипноз (очень модное умение в то время), благодаря которому он мог убедить людей в том, что они видят что-то невероятное, или с ними что-то происходит. А еще таким образом он мог сделать себя или что-то другое невидимым.
Популярность Мандрейка породила многих персонажей. Среди них серия рассказов о Норгила Волшебника. Созданный в 1937 году Уолтером Гибсоном (который к тому создал некоего персонажа по имени Тень, который стал источником вдохновения некоего Бэтмена, все сложно). Норгил не обладал гипнозом и пользовался различными методами образования оптических иллюзий. Другим, гораздо более известным клоном стал Затара Волшебник (это тенденция). Джон Затара впервые появился на страницах важнейшего комикса всех времен Action Comics # 1 (рядом с неким Суперменом). Он выглядел так же, как Мандрейк, но если Мандрейк пользовался гипнозом, то Затара владел полноценными волшебством. Его метод был прост - волшебство накладывались через команды, сказанные в обратном порядке. Дочь Затары - Затанна сейчас является одной из самых популярных волшебниц DC Comics.
Другим интересным источником является роман 1933 года выпуска «Затерянный горизонт» Джеймса Хилтона. В нем рассказывается история Роберта Конвея, мужчины средних лет, дипломата и писателя, который в результате авиакатастрофы попадает в неизвестную страну Шангри-Ла, где повсюду чудеса, царит тишь да гладь, и вообще все четко. Там он знакомится с Высшим Ламой, который поведал герою о том, что досадная авиакатастрофа вовсе не была случайной. Потому что его судьба - занять место Высшего Ламы. Через некоторое время он оставляет Шангри-Ла, но только для того, чтобы вернуться и занять место Ламы. Этот роман более известный по экранизации Фрэнка Капры, которая вышла в 1937 году и считается классикой Золотого века Голливуда.
Предыдущие экранизации
Современная адаптация 2016 года - не первый фильм о Докторе. Кроме множества нереализованных проектов (например, в одном хотели Дэй-Льюиса на главную роль), существуют две полнометражные адаптации приключений Стрэнджа.
Первой является телефильм 1978 года. Он был пилотным эпизодом сериала, который не запустили в производство. Сейчас имеет почти скандальную репутацию из-за излишне вольного обращение с материалом. Например, вместо традиционного Барона Мордо против Стрэнджа выступает волшебница под именем Морган Ле Фэй (которая является персонажем типажа «страстная дама средних лет»). Другой проблемой этого фильма является низкое качество исполнения. Спецэффекты выглядят безобразно, декорации напоминают то, что могли бы сделать дети, а актеры (особенно исполнитель главной роли) всем своим видом дают понять, что у них не было выбора.
Гораздо интереснее эрзац-адаптация 1992 года «Доктор Мордрид» от знаменитого мастера малобюджетного кино Чарльза Бенда (Трансеры, Кукольник и многое другое). История создания такова: в 80-е Бенд приобрел права на экранизацию. Но пока руки дошли до проекта - срок опциона был исчерпан и права вернулись к Marvel. Вместо того, чтобы полностью отказаться от проекта, Бенд поменял несколько элементов (убрал усы и красный плащ, если быть точным) и сделал свой фильм о волшебнике и задачах, с блэкджеком и проститутками. Там, где недобирают спецэффекты, подбирают актеры, которые едят сценарий так, будто их больше ничем не кормили. Чтобы нам не показалось мало, в роли эрзац-доктора не менее славный ветеран кинематографической Лавкрафтианы Джефри Комбз (он мог бы сыграть очень кошерного Барона Мордо и Морби с Футурамы тоже). Сам фильм рассказывает типичную историю «хорошие против плохих на три акта». И это действительно очень хороший фильм.
Напоследок
Доктору очень повезло, ведь его рассказ была рассказан его автором. Выпуски Дитко полностью определяют персонажа, довершают мир вокруг него. Фактически все, что происходило после выпуска Strange Tales # 146, является апокрифическим относительно персонажа. Он изменился - поборол своих демонов, преодолел свои ограничения, научился жертвовать всем ради других. Он завершил свой путь как персонаж. Далее возможны только мифы и легенды.
Некоторые из следующих авторов играли на этом моменте, большинство следующих авторов пыталась имитировать Дитко. Но так же, как и в случае «Рокового патруля», проверенные формулы не работают на Докторе, срабатывает только полет фантазии. Это оставляет персонажа в довольно неудобной позиции в контексте вселенной Marvel. Его привлекают к большой истории, но участие имеет преимущественно косметические последствия. Некоторые персонажи просто должны идти в никуда.