Буквенно-зрелищное противостояние. Кто кого?
5-08-2011, 16:51
Помнится, лет эдак тридцать назад телевизионные корифеи пророчили смерть писательскому творчеству, и с экранов убеждали людей в том, что в скором времени книга исчезнет из жизни. Сегодня книге вновь пророчат смерть — на этот раз благодаря появлению электронных аналогов бумажных талмудов. Но книга не умерла. А особенно популярные словесные шедевры обрели экранные аналоги. Только вкусы человеческие разнятся — одни не мыслят своей жизни без чтения, а другие проливают слезы над пропущенной премьерой очередного экранного шедевра. В любом случае — и в книге, и на экране, человек переживает чью-то жизнь, становится соучастником событий и всецело отдается просмотру или прочтению.
Уже давно говорится о том, что сторонники чтения значительно умнее и развитее любителей экранного мастерства. Вызвано это тем, что само по себе чтение сопровождается глубоким мыслительным процессом. Человек не просто бегает глазами по длинным вереницам черных буковок — он внимает тому, что написано, усваивает это и пытается понять. Читателю предстоит уследить за событиями, вовлечься в излагаемое и, наконец, прильнуть к героям и увидеть сюжет как бы изнутри. Сторонники же экрана и кино утверждают, что именно работа мозга при чтении не позволяет эмоционально воспринимать книги. Мозг пытается проанализировать сюжет, увидеть в аллегориях конкретные предметы в надежде на то, что удастся понять смысл философских суждений. Таким образом, в голове читателя складывается своеобразное кино со своими образами, картинками, передвижением, пониманием. Однако нет никакой гарантии, что фильм автора и фильм читателя будут одинаковыми. Читательский фильм оказывается далек от совершенства, местами неточен и неправдив, а где-то и вовсе противоречит точке зрения автора. И немудрено, ведь чтец буквенным путем отправляется путешествовать по мозгу автора. Изобилие лабиринтов и обходных путей, обусловленных разностью мировоззрений, и приводит к недопонимаю сюжета и, как следствие, к неверной интерпретации книги.
Словом, беготня глаз по строчкам в поисках смысла и истины зачастую оказывается для читателя задачей неподъемной. Кино значительно проще книг. Оно избавляет зрителя от самостоятельного создания образов и сразу демонстрирует конкретные предметы и явления. Как раз это и позволяет напрямую оказаться в душе зрящего кино и открывает путь к эмоциям. Запахи, движения, звуки, чувства — все это можно показать на экране, и у зрителя не возникнет сомнений в том, что автор хотел сказать. Даже самая сложная мысль может быть понятой благодаря кино. Однако даже в идеализированном мире не существует идеальных режиссеров, актеров, операторов, равно как и отсутствует идеальный канал к сознанию зрителя. Кино в некоторой степени лишает человеческое сознание возможности интерпретирования, наверное, именно поэтому голубым экранам вряд ли удастся вытеснить книги.
Уже давно говорится о том, что сторонники чтения значительно умнее и развитее любителей экранного мастерства. Вызвано это тем, что само по себе чтение сопровождается глубоким мыслительным процессом. Человек не просто бегает глазами по длинным вереницам черных буковок — он внимает тому, что написано, усваивает это и пытается понять. Читателю предстоит уследить за событиями, вовлечься в излагаемое и, наконец, прильнуть к героям и увидеть сюжет как бы изнутри. Сторонники же экрана и кино утверждают, что именно работа мозга при чтении не позволяет эмоционально воспринимать книги. Мозг пытается проанализировать сюжет, увидеть в аллегориях конкретные предметы в надежде на то, что удастся понять смысл философских суждений. Таким образом, в голове читателя складывается своеобразное кино со своими образами, картинками, передвижением, пониманием. Однако нет никакой гарантии, что фильм автора и фильм читателя будут одинаковыми. Читательский фильм оказывается далек от совершенства, местами неточен и неправдив, а где-то и вовсе противоречит точке зрения автора. И немудрено, ведь чтец буквенным путем отправляется путешествовать по мозгу автора. Изобилие лабиринтов и обходных путей, обусловленных разностью мировоззрений, и приводит к недопонимаю сюжета и, как следствие, к неверной интерпретации книги.
Словом, беготня глаз по строчкам в поисках смысла и истины зачастую оказывается для читателя задачей неподъемной. Кино значительно проще книг. Оно избавляет зрителя от самостоятельного создания образов и сразу демонстрирует конкретные предметы и явления. Как раз это и позволяет напрямую оказаться в душе зрящего кино и открывает путь к эмоциям. Запахи, движения, звуки, чувства — все это можно показать на экране, и у зрителя не возникнет сомнений в том, что автор хотел сказать. Даже самая сложная мысль может быть понятой благодаря кино. Однако даже в идеализированном мире не существует идеальных режиссеров, актеров, операторов, равно как и отсутствует идеальный канал к сознанию зрителя. Кино в некоторой степени лишает человеческое сознание возможности интерпретирования, наверное, именно поэтому голубым экранам вряд ли удастся вытеснить книги.
ТОП
Комментарии
11:14
В маленьком городке, каких немало в провинции, кажется, никогда и ничего не происходит. Так должно было быть и в эту
Неподалеку от Бостона находится остров, на котором была выстроена мрачная психиатрическая больница. Из хорошо
Действие фильма переносит в далекий 1988 год. В небольшом американском городишке живет подросток по имени Донни Дарко.
Чтобы фильм нашел своего зрителя, требуются не только хорошие актеры с прославленным режиссером, но и качественный,
Статьи