Во время мирового кризиса предприятия стараются экономить на всем: проводятся массовые сокращения, урезаются расходы на рекламу и содержание сайта, корпоративные тренинги и вечеринки откладываются в долгий ящик. Одним словом, фирмы пытаются свести расходы к минимуму. Так почему бы не попробовать убрать такой огромный поглотитель финансов, как аренда помещения и перейти на удаленный режим работы через скайп? Идея кажется привлекательной, но реально ли это?
В провинции очень трудно найти предпринимателей, рискнувших перевести свой бизнес в «домашний» режим, так как поначалу это кажется каким-то сумасшедшим новшеством, не имеющим права на практическую реализацию. Но в Москве и Санкт-Петербурге уже множество предприятий существуют именно так. Весь штат сидит по домам в халатах и тапочках, не тратит зарплату на дорогу и обеды в столовках, а владельцы бизнеса, помимо всего прочего, еще и не расходуют деньги фирмы на аренду офиса. Это существенно помогает снизить кризисные издержки: и недостаток клиентуры, и высокие налоги, и повышение цен поставщиков – все нипочем «домашнему» бизнесу. Скайп позволяет организовать конференц-звонки, видеоконференции, а также обеспечивает работу чата и передачу файлов. И это совершенно бесплатная программа, которую можно загрузить по ссылке.
На первый взгляд всё просто: рассаживай всех по квартирам перед компьютерами, устраивай раз в день «летучки» по скайпу и получи в итоге какой-то идеальный, экономичный бизнес. Однако, есть и недостатки.
Во-первых, тут же во весь рост становится вопрос: как проконтролировать работу своих подчиненных? При удаленном варианте работы вы не сможете пройтись по «барским владениям» своего офиса и сделать замечания по поводу объема и качества выполняемой работы, вам придется полностью положиться на совесть работников. А все ли ваши сотрудники обладатели кристально честной души и твердых принципов? Сможете ли вы гарантировать, что в рабочее время кто-нибудь из них не будет играть в игры или сидеть в соцсетях? Если вы не готовы поручиться за ответственность своих подчиненных, удаленный офис не для вас.
Во-вторых, несмотря на стремительное развитие современных технологий, при таком варианте работы страдает мобильность труда. Действительно, коммуникация между сотрудниками замедляется, ведь написать в чат все-таки труднее, чем сказать что-то человеку за соседним столом. Может возникнуть такая ситуация: каждый сотрудник занят выполнением собственной работы, но когда приходит время ее сдать и совместить с результатами труда других работников, выходит, что кто-то сделал лишнее, кто-то что-то недоделал, надеясь на соседа, а кто-то и вовсе был занят какой-то сторонней деятельностью, которая рискует вообще никак не вписаться в общую картину. Разумеется, со временем такая проблема исчезнет из обихода вашего предприятия, однако есть ли у вас это время?
В-третьих, давайте подумаем о психологическом состоянии ваших сотрудников, работающих у себя дома. Ощущают ли они себя работающими людьми? Испытывают ли должную мотивацию? Согласитесь, достаточно трудно ощущать себя работником офиса, когда самого офиса и не существует. Есть риск, что качество выполняемой сотрудниками работы существенно упадет при переходе к удаленному офису.
И наконец, рекомендуем вам подумать о собственной репутации. Будьте готовы видеть мысль «взрослый человек, а дурью мается» в глазах людей, узнавших о том, как функционирует ваш бизнес. Даже если доход вашей фирмы будет превышать средний по рынку, впечатление об «удаленном офисе» будет вполне однозначным.
В этой статье мы постарались изложить все подводные камни, которые могут встретиться на пути желающих сэкономить на офисном помещении. Однако, если коллектив вашей фирмы представляет собой сплоченную команду, на ответственность каждого своего сотрудника вы готовы полностью положиться, а общественное мнение вас мало волнует, смело отказывайтесь от дорогостоящих помещений, надевайте тапочки и наслаждайтесь перспективами, которые вам может подарить удаленный офис. Удачи вам и вашему бизнесу!