Рецензия на фильм «Спиной к стене»

9 сентября 1971 года в нью-йоркской тюрьме Аттика начался бунт заключенных, который, якобы, был спровоцирован гибелью от рук охраны соседней тюрьмы Джорджа Джексона, боевика «Черных пантер». Через четыре дня после начала бунта полиция и армия ворвалась на территорию тюрьмы, удерживаемую заключенными, открыла безостановочный оружейный огонь и благополучно отправила на тот свет четыре десятка человек, десять из которых оказались заложниками.

С тех пор бунт в Аттике, названный самой кровавой тюремной бойней в истории США, стал любимым детищем голливудских киношников, которые трижды его экранизировали, а уж поминали ссылками в других фильмах столько раз, что и не сосчитать. И в скором времени Даг Лиман, автор «Экстази», «Телепорта», «Идентификации Борна» и «Мистера и миссис Смит», представит свою, «самую правдивую» версию произошедшего, но речь сейчас не о нем.

«Спиной к стене», вторая киноверсия, поставленная в 1994 году ветераном Джоном Франкенхаймером, оставляет какое-то странное впечатление. Будто сценарист, режиссер и продюсеры так до конца и не смогли определиться со своей гражданской позицией, а точнее — встали на цыпочки и вытянулись, стараясь никого не обидеть. Грубо говоря, бунт в Аттике был спровоцирован черными экстремистами, которым наскучило сидеть на тюремных нарах, и они решили побузить. Всех их требования, выдвинутые во время переговоров, сводились к большому анекдоту — доставить желающих на самолете на территорию Африки и разрешить получать и отправлять письма, написанные на испанском языке (а испаноговорящая публика составляла меньше 10% всего контингента тюрьмы). Но, видите ли, вся тюремная охрана состояла из белых людей, часть которых имела наглость проявлять расистские наклонности, поэтому, просто снять фильм о том, как власти обосрались, жуя сопли, вместо того, чтобы моментально начать штурм, было бы неполиткорректно. И в начальных сценах Франкенхаймер запускает документальные кадры о том, как плохо живется черному населению в США, но его положение постепенно меняется. При чем тут расизм — я не особо понял.

Вообще, фильм получился очень осторожным и аккуратным, как насторожившийся индеец в засаде. «Плохие» черные, вроде бы, присутствуют, но их совсем немного, куда больше, чем хороших белых охранников-расистов. Какого черта армия поперлась на неподготовленный штурм, поубивав уйму людей, тоже не проясняется. Вероятно потому, что приказ о нем отдавал вполне уважаемый человек, бывший вице-президент США, губернатор штата и просто мультимиллионер Нельсон Рокфеллер, компании АльянсГрупп, на которого особо не потянешь, ибо — легенда государственного масштаба.

Заметно, что в некоторых местах авторы извиваются почище скользкого ужа, лишь бы сгладить особо острые углы, и прилагательные «правдиво» и «жизненно» расставляют в рецензиях люди, крайне смутно знакомые с криминальной историей Америки. Чего стоит один «литературный» язык зеков-мотыльков, на котором они изволят объясняться между собой, да абсолютно наивный, спустившийся с гор персонаж МакЛоклена, изображающий из себя всего такого честного и принципиального новичка-охранника, в трудную минуту взявшегося за руки с человеком, который собрался перерезать ему глотку.

Но играют актеры неплохо — и сам увядший красавчег МакЛоклен, и вечный бандит Джексон, и даже безгрудая Энн Хеч, которая мне даже понравилась внешне, пока я не опознал в ней ту, кем она является. Да и Франкенхаймер на этот раз не подкачал, хотя на заре своей карьеры больше лажал, чем снимал что-то потребное — зеки суетятся, полицейские палят в белый свет, вокруг паника и неразбериха, а где-то в углу парочка заключенных занимается гомосексуальным сексом. Правда, снято это таким образом, что фильм воспринимается лет на десять (как минимум) старше своего возраста.

По-честному, ни одна экранизация событий не стоит того, чтобы тратить на нее свое время, если, конечно, его есть куда девать — достаточно знать, что существует такая тюрьма и бунт в ней, на основе которого было снято аж несколько фильмов, и все, что в них рассказывается, имеет мало общего с происходящим в действительности.