Убиваем под Нино Катамадзе

{thumb=3408/3407557.jpg}Если бы желание убить и возможность убить всегда совпадали, кто из нас избежал бы виселицы?
Марк Твен.

{image=3408/3407554.jpg}Для писателей тема убийства частенько становится «золотым дном», и никто этой тенденции не отменил до сих пор. Для других же «убийство и все прилегающее» стало визитной карточкой, и не только в коммерческом плане. В разные эпохи и в разных державах убийство как криминальное, социальное, и человеческое явление приобретало самые различные значения, и то, о чем писал Шекспир 400 лет назад нельзя сравнить с каким-нибудь Фридрихом Незнанским в 90-х здесь… Однако и для того и для другого этот тезис стал неисчерпаемой почвой, в которую можно углубиться в зависимости от личной деликатности.
{image=3408/3407555.jpg}
В такой «чан» попал и писатель Антон Праченко, некогда прославившийся написанием различного «криминального чтива», сейчас, собственно, занимающийся тем же, но уже в атмосфере затянувшегося творческого кризиса. «100 рублей отдать жалко» — признается один из давних поклонников сомнительного творчества писателя. Но тут в магазине, где проходит автограф-сессия Праченко, появляется некое сомнительное лицо, которое не только потенциально может вернуть Антону былую компетентность, но и вообще, изменить жизнь, основанную главным образом на виски в неограниченных количествах.
Как оказывается спустя пару минут, таинственный незнакомец сам является киллером, что успешно и хладнокровно доказывает сразу выйдя из книжного магазина. Антон не знает, но уже предполагает, что ему еще придется встретиться с призраком. Но вот то, что этот призрак — герой его романов, писатель вряд ли  догадывается…
Криминальной основе российских фильмов о мафии, бандитах и киллерах крайне не повезло. Нет в ней романтики, только какая-та серая бесформенная масса из постсоветских улиц, непонятно одетые люди на дорогих машинах, одним словом, не захочешь ты после этого стать питерским боссом, как, скажем, Доном Корлеоне. Пресловутая правда бытия, дикое наследие 90-х снова берет свое, и вызывает ничто иное как отвращение. То же самое и с фильмами, ранее снятыми на этой основе.
Конечно, скажете вы, сейчас ситуация несколько изменилось. Очухалось уже постсоветское общество от той несказанной дикости, царившей на улицах наших городов в 90-х. Да и улицы несколько облагородились — теперь кино можно снимать на фоне модных бутиков, повсеместных ночных клубов и дорогих ресторанов. И в этом есть доля правды.
Но еще больше радует факт, что и кино не стоит на месте. И к этому утверждению вполне можно отнести творение режиссера Карена Оганесяна. По духу и динамике лично мне оно чем-то напомнило фильм Филиппа Янковского «В движении» 6-летней давности. Прежде всего, наверное, тем, что при всех своих «уличных» сюжетных линиях, он сохранил атмосферу какой-то отстраненности, экзистенционализма, если угодно. Кстати говоря, даже в некоторых деталях эти два фильма вспыхивают узнаваемостью (вспоминаем девушку с лошадьми). Случайно ли участие в главной роли обоих фильмов «столпа» российского кино Константина Хабенского? 🙂
Так вот, «Домовой» удивляет отсутствием «жлобизма» во всех его проявлениях, настолько характерного для основной массы российского кино. Конечно, во многом это обеспечивает высококлассная тройка  актеров, отрабатывающих по полной программе.
{image=3408/3407556.jpg}
Машков, Хабенский и Хаматова — других вариантов для такого рода зрелища не так уж много. Во-вторых, наличие сюжетных деталей и «вкусностей», значительно расширяющих жанр данной ленты. Несколько важных сцен, и фильм уже нельзя назвать просто детективом или даже просто триллером. Единственный фактор, проигрывающий другим в рамках этого фильма — это как раз изображение «нутра» криминальных структур в лице Армена Джигарханяна. Нет, претензии вовсе не к нему. Просто такое мы видели уже и в менее качественных фильмах, да и образ этой верхушки, пожалуй, слегка абстрактен. Хоть и человечен.
Переходим к музыке. Выбор Нино Катамадзе и коллектива «insight» для записи музыки к фильму — уже поступок, сам по себе намекающий на высокое качество оного. Дождливая атмосфера города, спивающийся писатель, Катамадзе со своим «leli» — все это достойно уже цивилизованного подхода к кинематографу…
А контрольным аргументом в том, чтобы положительно отозваться о «Домовом» является основной фон современного российского фильма. В этой массе фильм Оганесяна — зрелище довольно приличное…
Владислав Недогибченко