«Темный рыцарь»: хроники смутного времени

{thumb=3394/3393029.jpg} «Ты либо умрешь героем… либо проживешь долго, в конечном счете, станешь злодеем»
 
Посвящается Хиту Леджеру
{image=3394/3393024.jpg}Добро пожаловать в город без правил! После нашего последнего путешествияв Готэм-сити, город немного преобразился. Здесь стало меньше преступников, немножко растянулись тучи, да и как-то все больше он стал похожим на «большое яблоко». Очеловечился как-то, что ли… 
Конечно же, не все в некогда мрачном городе идеально, но преступники если и действуют, то очень прикрыто, и, как правило, между собой. Одним словом, старина Бэтмен, он же Брюс Уэйн, навел страху на тунеядцев и хулиганов. Однако чуть-чуть расслабившись, и даже не успев еще нормально разобраться со своей личной жизнью, Бэтмена ввязывают в новую историю. Так что, тучам суждено вернуться…
На сюжет хотелось бы обращать меньше внимания — витиеватости ему не занимать, и все эти перепетии гораздо интереснее смотреть, чем читать, но краткий экскурс в историю все же сделать необходимо.
Отправной точкой «Рыцарского» механизма в фильме играет появление персонажа Гарви Дента (Аарон Экхарт), перспективного работника прокуратуры, необычайно смелого, но от этого не менее приземленного к простым смертным, чем, скажем, герой Гари Олдмена, которого мы уже имели честь видеть в прошлом фильме. Вдобавок ко всему, у Гарви завязывается личная история с бывшей девушкой Бэтмена (Мэгги Гиленхалл), с которой, судя по всему, «Темный рыцарь» еще не до конца выяснил отношения.
{image=3394/3393028.jpg}
На этот раз город терроризирует такой себе весельчак с порезом на лице от уха до уха, наводящий ужас одной только своей фразочкой: «Почему такой серьезный?» Да, да… вы угадали, это Джокер (Хит Леджер). Начиная с циничного ограбления банка, с каждой новой сценой мы узнаем в нем не просто бессердечного бандита, а, прежде всего, психологический персонаж с длинной историей и ежеминутной переоценкой ценностей. «Человек без плана, человек без правил» — так герой Хита Леджера себя позиционирует. Ммм… Позиционировал.
С этого-то все и началось. И этим все закончится…
Знаете, мрачное и тяжелое ощущение преследует через весь фильм любого зрителя, кого хоть как-то зацепила история молодого актера Хита Леджера. Слишком уж все неприятно совпадает — последняя роль Леджера наполнена такой параноидальностью и сумасшествием действий, что не провести аналогии с реальностью невозможно, хотя бы подсознательно.
С другой же стороны, не менее конфликтной выглядит история Гарви Дента, всю сознательную часть фильма именуемого «Белым рыцарем», и только в конце переименованного в «Двуликого». Здесь режиссер Нолан решил не останавливаться на чем-то одном, пусть и ярком. Если честно, по окончанию ленты герой Экхарта немного смахивает на Энакина Скайуокера, который когда-то был непоколебимо добрым, но вскоре станет непоколебимо злым. Только самое значительное отличие «Рыцаря» в большей психологической оправданности происходящего. Чего только не сделает изуродованный человек, у которого только что умерла единственная любовь (ну вот, снова «Звездные войны»)!
{image=3394/3393025.jpg}
Фильм выдался непредвиденно мрачным, не только стилистически, но и психологически. Как нелепо выглядели залетные парочки, опоздавшие на киносеанс в надежде увидеть что-то исключительно ненапряжное,  а получившие взамен дозу неподъемной на их мозги (судя по громким комментариям) сюжетных линий и триллеровых диалогов. Другие же, более подкованные и благодарные зрители, время от времени просто выстреливали громким шепотом: «Что это за мрачный парень снимал это кино?».
«Темный рыцарь» своим искрометным выступлением в мировом прокате доказал (и даже поставил условие), что зрителя уже не удивишь просто эффектным классическим комиксом. Почему? Я думаю, что ответ можно найти, сравнив «Бэтмена» с другими комиксовскими экранизациями.
Почти во всех них видно стремление соединить фантастическое с реальным, супергероя с обычными людьми, злодея с социальной средой. Это стало чем-то вроде современной тенденции. Однако, чем больше отдален герой от реальности, чем больше у него фантастических способностей, тем более нелепой кажется такая попытка. Возьмем пример: летает себе такая фантастическая четверка — кто-то растягивает свое тело на километры, кто-то стреляет огнем, а всем на ЭТО, грубо говоря, по барабану. Или там, «Человек-паук». Все окружающие его люди так и продолжают дешево изображать свою повседневную жизнь, пока у них под боком прыгает какая-то аномалия. Получается небольшой коллапс — киномир выходит не слишком заоблачный, но и не наш, как бы ни хотели создатели нас заставить в это поверить. Можно все это спихнуть на разные традиции комиксов MARVEL и DC, но перед мечом современного кинематографа все равны…
{image=3394/3393026.jpg}
В этом факторе «Темный рыцарь» — пожалуй, лучшее, что было сделано до этого по героическим комиксам. Я имею ввиду совмещение супергероя и нашей с вами жизни. Бэтмен — уже не заоблачное создание, он просто символ — единственное, что осталось от прошлых картин. В остальном же мы имеем уже социальную драму/триллер, аутентичное кино, которое создал Кристофер Нолан в связке с замечательным актерским составом, съемочной группой и композиторской «дрим-тим».
О композиторах хочется сказать отдельное слово. Сочности музыки Ханца Циммера уже вполне хватило бы для «Темного Рыцаря». Что там говорить, его музыка («Гладиатор», «Пираты Карибского моря 3», «Король-лев») всегда запоминалась чуть ли ни со второго прослушивания, и, представить себе все эти фильмы с какими-то другими мотивами просто невозможно. Но, команда «Рыцаря», учитывая жгучее желание сделать продукт абсолютно нестандартный, пошла еще дальше. И поэтому вторым композитором, начавшим ваять монументальную музыку стал Джеймс Ньютон Ховард — король джазовых переборов и чувственных импрессий. Надо признаться, что такой эмоционально сильной музыки в блокбастерных фильмах не было слышно довольно давно. Но, что самое интересное, их музыка только подтвердила обреченность и пессимистический настрой всей ленты.
{image=3394/3393027.jpg}
Стремление создателей фильма сделать нестереотипный продукт трудно переоценить. Это не значит, что фильм получился без изъянов. И, если говорить о герое Бэтмена — то это чуть ли не единственный из устоявшихся персонажей, кто проиграл свою позицию как персонаж. Ему Нолан дал меньше полномочий и эмоций, а на уровне изумительного покойного Леджера и постепенно превращающегося в маньяка Экхарта, номер обычного карателя уже не пройдет. Так что Бэтмен незримо ушел на второй план, отдав свои геройские способности на растерзание драме, триллеру и детективу… Плохо ли это? Трудно ответить.
Остальные же маститые актеры, играющие второплановые роли, оказались, как всегда,на высоте. И это не просто дань их харизме — для человека, раскладывающего все роли отдельно, не может остаться незамеченным тот факт, что многие козыри Нолана (как то Морган Фримен, Майкл Кейн и Гари Олдмен) играли роли далеко не экспрессивные. Но как же высокопрофессионально выглядит тот же Олдмен, играющий холодного детектива, когда он не пытается выскочить вперед других, когда он не дергает одеяло на себя, а так же холодно выполняет свою работу, не выходя за рамки повествования. Это, знаете ли, и есть признак устоявшегося высокого актерского класса.
Отсюда напрашивается и следующий вывод — в «Темном рыцаре» Кристофер Нолан не стал простым формальным режиссером, отдавшим судьбу своего детища профессиональным актерам — он все-таки надиктовал свое видение, пусть оно понравится не всем, но режиссура здесь ощущается, и это главное.
Готэм-сити так и остался обречен, несмотря на то, что со злодеями уже разобрались, и «Джокер»-Леджер уже не вернется никогда… «Город без правил» так и остался городом без правил, с открытым финалом и ожиданием новой истории… Но и в это время в голове вскакиевает неприятное покалывание — история Хита Леджера, которая, простите за цинизм, своей внезапностью сделала ленту Нолана намного более интересной и резонансной.
Эту историю трудно закончить. Существует мнение, что некоторые истории развиваются настолько «вкусно», что вряд ли какой-нибудь финал сможет их оправдать. Именно поэтому в «Темном рыцаре» финал оказался непоколебимо стремительным, как и сама жизнь…

Владислав Недогибченко
ТРЕЙЛЕР ФИЛЬМА:

Интересные факты о фильме:

 *  Новой игрушкой Бэтмэна/Брюса Уэйна, помимо Бэтпода становится новая модель машины Lamborghini. Обычно Брюс в виде своего Альтер Эго спасает жителей Готэма на Бэтмобиле, а теперь пришло время прокатиться и на новой спортивной машине Lamborghini Murcielago LP640. В особенности этой машины входит питание от 640 лошадиных сил, двенадцатицилиндровый двигатель, способный разгоняться до 211 миль в час. Кстати, это не первая Lamborghini Брюса Уэйна, в 2005 году, в картине «Бэтмен: Начало» дебютировала машина Lamborghini Murcielago Roadster.
    * Рабочие названия картины «Бэтмен: начало 2», «Бэтмен: Темный рыцарь».
    * Фальшивое название проекта «Первый поцелуй Рори». Сына Кристофера Нолана зовут Рори.
    * Мэтт Дэймон был фаворитом Кристофера Нолана на роль Харви Дента, но актер отказался. Другими рассматриваемыми кандидатурами до того как роль отшла к Аарону Экхарту, были Хью Джекман, Райан Филлипп, Лив Шрайбер и Джош Лукас.
    * Это первая картина в сериале, в названии которой не фигурирует слово «Бэтмен».
    * Как шутка, один из костюмов Бэтмен был сделан с сосками, и был дан Кристиану Бейлу. Но тот уже знал об этой шутке, так как видел эскизы на стадии препродакшна, поэтому он не смутился, а даже попозировал для некоторых публичных фотографий.
    * На одной из стадий производства возник слух, что в картине должен появиться Человек-Пингвин. Боб Хоскинс выступил с официальным заявлением, что хотел бы сыграть этого персонажа, желая поработать с таким талантливым режиссером как Кристофер Нолан. Нолан же заявил, что никаких разговоров о Человеке-Пингвине не было, да и вообще этот персонаж слишком неестественен.
    * Пол Беттани, Робин Уильямс, Эдриен Броуди и Лэчи Халми высказывали свой интерес к исполнению роли Джокера.
    * Когда Кристофера Нолана спросили: «Почему Хит Леджер будет Джокером?», тот ответил: «Потому что он бесстрашен».
    * До того как Мэгги Гилленхол заменила Кэти Холмс в роли Рэйчел Доус, на эту роль рассматривались кандидатуры Рэйчел МакАдамс и Эмили Блант.
    * Кристофер Нолан заявил, что цитирует «Схватку» (1995) в некоторых сценах картины.
    * Чтобы подготовиться к роли Джокера Хит Леджер жил целый месяц один в отеле, разрабатывая психологию своего героя, жестикуляцию и голос. Последне, по его словам, было самым трудным. Актер вел дневник, в котором записывал мысли и чувства Джокера. Также он в подготовке к роли взял манеры Алекса из «Заводного апельсина» (1971) и Сида Вишеса из группы «Sex Pistols».
    * Смерть Хита Леджера 22 января 2008 года породила много слухов о том, что картину придется переснять, однако на тот момент все сцены с актером были отсняты.
    * По мнению Майкла Кейна Хит Леджер превзошел Джокера Джека Николсона в «Бэтмене» (1989): ‘Джек напоминал клоуна, доброго, но в то же время и злого убийцу дедушек. Он мог быть забавным и заставить вас рассмеяться. Хит пошел совершенно другим направлением, Джокер стал настоящим пугающим психопатом. Он отличный парень, и его Джокер будет адским открытием в этой картине.’ Кейн основывает свое мнение на сцене, где Джокер делает визит к Уэйну Мэйнору. Он никогда не встречал Леджера ранее, поэтому когда Хит появился в своем обличии на съемочной площадке и начал свою речь, Кейн реально испугался и забыл свои слова.
    * Ежедневный грим Хита Леджера занимал чуть менее часа.
    * Большое влияние на персонаж Джокера в этой версии повлияли эпизоды комиксов о Бэтмене под названиями «Длинный Хэллоуин», «Убийственная шутка», Человек, который смеется’. Один из создателей этого персонажа в 1940-ых годах, Джерри Робинсон, был нанят консультантом, т.е. также как и его коллега Боб Кейн для «Бэтмена» (1989).
    * Один из взрывов в картине был снят на станции Battersea Power в Лондоне. Шум так напугал местных жителей, что была спровоцирована паника этим «террористическим актом».
    * Мэра города играет актер Нестор Карбонел, у которого в телевизионной фильмографии есть персонаж по имени Бэтменуэль.