Фильм Сказания Земноморья (Gedo senki)
Роли озвучивали:
Юничи Окада (Junichi Okada)
Аои Тешима (Aoi Teshima)
Бунта Сугавара (Bunta Sugawara)
Юко Танака (Yûko Tanaka)
Теруюки Кагава (Teruyuki Kagawa)
Юн Фубуки (Jun Fubuki)
Такаши Наито (Takashi Naitô)
Мицуко Баишо (Mitsuko Baisho)
Юи Нацукава (Yui Natsukawa)
Каору Кобаяши (Kaoru Kobayashi)
Режиссер: Горо Миязаки (Goro Miyazaki)
Сценарий: Горо Миязаки (Goro Miyazaki), Кеико Нива (Keiko Niwa)
Жанр: анимация, приключения, фантастика
Год выхода: 2006
Страна: Япония
Длительность: 115 минут
Рецензия:
Знаменитый мультипликатор Хайо Миядзаки еще в начале 80-х гг. обращался к
Урсуле Ле Гуин с предложением экранизировать ее культовый фэнтезийный цикл о
Земноморье. Тогда Миядзаки был начинающим режиссером на студии Гибли, и Урсула
Ле Гуин, имевшая нелестное представление о жанре аниме, ответила отказом. Спустя
два десятилетия писательница уже отзывалась о Миядзаки, как о единственном
человеке, кому она могла бы доверить деликатную задачу воплощения своих романов
на экране. Но, выпустив в 2004 году "Ходячий замок Хаула", мэтр японской
анимации заявил, что уходит на пенсию, и проект мультфильма о Земноморье перешел
к его сыну Горо. Горо Миядзаки не собирался идти по стопам отца, выбрав
профессию ландшафтного дизайнера, но, приняв участие в создании Музея Гибли,
втянулся в работу студии. В итоге, продюсер Тошио Сузуки поручил начинающему
аниматору съемку "Сказаний Земноморья". Миядзаки-старший с негодованием
отреагировал на подобный поворот дел и перестал общаться с сыном. По его мнению,
Горо не обладал достаточным опытом для работы над полнометражным фильмом.
Горо Миядзаки оказался в незавидном положении, так как мультфильм неизбежно
должен был подвергнуться не только тщательному сличению с первоисточником
придирчивыми фанатами, но и сравнению с работами его отца. С другой стороны,
благодаря известной фамилии его дебютную картину включили во внеконкурсный показ
Венецианского фестиваля.
Мультфильм начинается интригующе. В первых сценах мы становимся свидетелями
схватки драконов и узнаем, что в Земноморье пришли необъяснимые напасти: голод,
засуха, эпидемии, утрата волшебной силы. И вот теперь, спустя века, драконы
стали появляться в местах обитания людей. Мировой баланс нарушен, но никто не
может дать тому объяснение. Вдобавок молодой наследник престола Аррен, убивает
короля и бежит из страны, похитив его меч. В пустыне принц подвергается
нападению стаи волков, но его спасает загадочный странник, называющий себя
Хайтакой. На самом деле это великий маг Гед, который отправился в путешествие,
чтобы найти причину бедствий, охвативших мир Земноморья. Но по мере просмотра
"Сказаний Земноморья" все больше становится ясно, что дебют Горо Миядзаки вышел
комом.
Формально "Сказания Земноморья" является свободной адаптацией романа "На
последнем берегу", третьего в цикле, но на деле в нем перетасованы сюжеты и
персонажи из других частей. Возникает впечатление, что мультфильм ориентирован
на непосвященного зрителя, но в то же время в нем множество моментов,
оставленные без объяснений, которые могли бы понадобиться тем, кто не читал
оригинальные романы. Неизвестна история взаимоотношений некоторых главных
героев, непонятна чудесная развязка с появлением дракона, никак не
комментируются ключевые моменты, связанные с магией и устройством мироздания
Земноморья. Связь между манипуляциями колдуньи с душами мертвых и глобальным
кризисом почти не проглядывается, и в целом мультфильму не достает эпического
размаха, которого можно было бы ожидать от картины с таким названием. Мир
Земноморья велик, но основное действие разворачивается лишь в одном из его
уголков, из-за чего возникает ощущение, что на экране происходит не борьба за
будущее целой планеты, а локальная разборка двух волшебников.
Как правило, произведения Урсулы Ле Гуин глубже и многограннее, чем творчество
прочих американских фантастов. Хорошее знание антропологии, социологии и
психологии позволяет ей создавать убедительные модели вымышленных миров, и в
формате развлекательно жанра она пытается изучить проблемы современного
общества, перевернув существующие социальные стереотипы. Но в мультфильме
философское содержание и политические коллизии большей частью утекли сквозь дыры
в сюжете. От феминистских мотивов не осталось и следа. Горо Миядзаки заостряет
внимание на проблеме экологии, но рассуждения Хайтаки о мировом балансе на фоне
деревенских пейзажей нисколько не оригинальны и только затягивают середину
мультфильма до тех пор, пока не начинается финальная схватка. Однако, сцены с
применением магии в мультфильме не впечатляют и являются лишь слабым подражанием
схожим моментам в картинах Миядзаки-старшего.
Художественное решение "Сказаний Земноморья" вообще оставляет желать лучшего.
Образы главных героев мало детализированы, а их движениям и мимике недостает
пластичности. Фон местами проработан неравномерно и словно нарисован акварелью.
Очевидно, что Горо Миядзаки просто не хватило знаний и опыта для работы над
подобным проектом, но несмотря на свои многочисленные недостатки, "Сказания
Земноморья" хорошо прошли в японском прокате, так что вполне вероятно, что Горо
Миядзаки, получит шанс доказать, что может быть достойным преемником своего
отца. К сожалению, в этот раз он себя таковым не проявил.
Премии:
2006 - Номинирован - Лучший полнометражный мультфильм года (Премия Японской
Киноакадемии)
Руслан Назметдинов
Источник: http://allstars.pp.ru