Оксана Мысина: "Мне в жизни не хочется ничего играть"
Ее творческая судьба такая же разноплановая, как и она сама. Сегодня Оксана уже
не только альтистка, театральная актриса. Три года назад она дебютировала как
режиссер со спектаклем "Кихот и Санчо", гдн, кстати, взяла на себя и роль Санчо.
Зрители ТВ также знакомы с ее киноролями. А прошлогодней весной к этому списку
добавилась еще одна ее ипостась - рок-певицы. Все это об Оксане Мысиной.
Участницей "Киношока" Оксана стала впервые. И сразу вошла в состав "главного"
жюри, которое судило конкурсные полнометражные ленты.
- Раньше мне не приходилось судить в такой "должности" работы своих коллег, -
отметила актриса в своем интервью. - Все фильмы я смотрю, абстрагировавшись от
каких-то "знаний" о кино. Хотя все равно профессиональные качества остаются, их
никуда не денешь. Но я хочу увидеть что-то новое, интересное, свежее, ничего не
пропустить.
Это для меня уже не увлечение...
В рок-музыку я влюбилась благодаря мужу, который на ней вырос. Он - американец,
но последние пятнадцать лет живет в Москве. Во время наших совместных с Джоном
поездок в Америку я познакомилась с творчеством великих музыкантов, которые
принесли в этот мир рок.
Сегодня это для меня не просто увлечение. Это то, чем я живу. Нельзя
разграничивать между собой по степени важности театр, кино, рок. Меня во мне уже
так много, что отдаюсь всему, чем занимаюсь, до дна. Мои музыканты для меня еще
одна семья. Мне очень не хватает наших репетиций. ОХУ РОКс достигла периода,
когда все начали сочинять, а тексты, в общем-то, все мои (Окси - так меня зовут
мои музыканты, а РОКс - потому что ОХУ посет рок). Нчата работа над нашей первой
пластинкой.
Импульсом для того, чтобы вплотную заняться этим, послужим творческий вечер в
Доме актера. Когда год назад мне предложили подготовить свою программу, очень не
хотелось показывать то, что я уже делала. Я вышла с криво подстриженными
волосами, ничего не накрасив на лице, в черном костюме, с гитарой и рок-командой.
Состав ее подобрался случайно. Один из музыкантов пришел однажды ко мне на
спектакль, у него уже была своя группа на Сахалине. За месяц мы подготовили
восемь песен из репертуара Цоя. Полюбила и прочувствовала талант этого певца я
уже после его смерти и выхода "Иглы". Он стал для меня человеком, который все
делал так, как я себе это представляла.
Сейчас наши песни - это смесь ритмн-блюза, рока и кое-где проскальзывает кантри.
А то, что представляет из себя репертуар современных исполнителей, — засилие
жуткой попсы. Мне это кажется такой пустотой, глупостью.
Наживание актерского характера
Еще учась в Гнесинке, я бегала в театр Спесивцева. В 80-е годы его театр на
Красной Пресне был совершенно новым словом в молодежном театре. Попасть туда
было невозможно. Играли у него действительно юные актеры. И это был
по-настоящему пронзительный, очень мощный театр.
С полшестого вечера, после занятий в музыкальном училище, ежедневно три года
подряд я работала, в этом театре. Кстати, именно там впервые я и спела в
рок-опере "Садко". Понимание того, что значит для меня театр, пришло ко мне
после того, как режиссер выгнал меня (смеется). За что? За характер, можно
сказать.
Понимаете, в этом театре у меня была одна роль. Но еще я там мыла полы,
протирала кресла и заведовала канатным цехом. И вот однажды кто-то доложил
Спесивцеву, что я где-то не протерла какое-то кресло. И перед спектаклем он мою
фамилию назвал не с той интонацией, с какой мне бы хотелось. Кроме того, я вам
скажу, в этом театре он мог годами со мной не здороваться, а играла я главную
роль. Это считалось методом воспитания и наживания актерского характера. То есть
нужно было стерпеть все, чтобы стать актрисой. Был даже один момент, когда я,
уже готовая разразиться в истерике, спросила:
- За что вы меня так презираете? А он меня приобнял и сказал:
- Ты должна стать настоящей актрисой, поэтому терпи.
За эти годы я поняла, что в театре люблю все: кирпичи, стены, стулья, пустую
сцену. Я люблю то ощущение ожидания, когда сюда придут люди. Я могу там быть
днем, ночью, когда угодно.
Это моя жизнь. Вот это чувство я открыла в себе благодаря Спесивцеву, его театру
- такому-сякому, разному.
По городу ходила большая крокодила
Поступать в Щепку я пришла со скрипкой, альтом, гитарой. От страха не спала всю
ночь, просто не знала, как мне все это пережить. Мне был уже двадцать один год.
К тому же после Гнесинского училища я была распределена в Иркутск, в музыкальный
театр.
Вышла на сцену училища. В зале сидели Царев, много седовласых голов и еще Римма
Гавриловна Солнцева, которая слушала меня на всех прослушиваниях и впоследствии
стала самым главным учителем в моей жизни.
Играла я "Сарабанду" Баха (в переводе "похоронное Шествие"). Играла долго.
Педагоги — интеллигентные люди, дождались конца этого безобразия. Потом М. Царев
сказал:
- Ну что ж. Я вижу, правая рука у вас очень даже гибкая. Что вы еще можете?
Тогда я надела платок и читала монолог восьмидесятилетней старухи Настасьи из "Прощания
с Матерой". Потом у меня был монолог Степана Разина и басня про мышей. Я залезла
на стул-"корабль", заткнула нос и прыгнула в зрительный зал. После мне дали
музыку "По улице ходила большая крокодила" и я танцевала. А потом села и поняла,
что все — это конец моей актерской биографии.
Через три дня вывесили оценки. Напротив фамилии Мысина стояли три "четверки" и
одна "пятерка" - за музыкальность. Чтобы пройти по баллам, нужно было получить
все остальные "пятерки". Так что пришлось интеллектуально проявиться.
Камера-партнер
Конечно, кино - абсолютно другая техника, специфика. Кинокамера - это не просто
глазок, который ты игнорируешь. У тебя есть еще партнер, дополнительное, очень
важное окошко, связывающее тебя со зрителем. Через него ты ощущаешь мир, куда ты
выходишь со своими переживаниями или куском жизни своего персонажа.
Есть такая роль, о которой я мечтаю
Сценарий написали Джон Фридман, мой муж, и Евгений Лунгин. Это роль альтистки,
очень неординарной личности.
Обычной бытовой жизни она предпочла жизнь творческую. Это история о том, как
человек выбрал свободу и проигнорировал все устоявшиеся нормы. Моя героиня мне
очень нравится тем, что она ни на кого не похожа. Ее могут осуждать те люди,
которые привыкли, что дважды два - четыре. Но, по-моему, в искусстве дважды два
- тридцать восемь с половиной. Только тогда это искусство, а иначе - математика.
Сценарий есть, очень хочется с ним поработать. Но вы знаете, что кино - это
очень-очень большие деньги. Поэтому все зависит от того, найдем ли мы продюсера.
Дебют был в Анапе
На "Киношоке" я впервые. Но с девяти лет мы с сестрой ежегодно приезжали в Анапу,
в пионерский лагерь "Прибой". В рюкзаках у нас были шорты, книги и задание от
мамы прочесть всю эту литературу. Здесь, можно сказать, прошло мое детство. На
этом песке был прочитан Достоевский, Тургенев, Толстой...
В Анапе, кстати, был и мой актерский дебют. В девять лет я сыграла Бабу-Ягу.
Пионеры рыдали от страха, думали, что настоящая. Во время сончаса я
отпрашивалась в туалет и басом репетировала хохот Бабы-Яги. И потом из года в
год эта роль была моя. Меня приглашали выступать в другие лагеря, но директор
Таисия Ивановна говорила: "Нет-иет, это только наша артистка, мы ее никому не
отдадим". Кстати, нынче я наведалась в "Прибой", но Таисия Ивановна, как мне
сказали, год назад ушла на пенсию.
Я очень дерзкий человек
Так я говорю сама о себе. У меня очень тяжелый характер и со мною трудно. Я
действительно чувствую, что с годами становлюсь более перченой и соленой.
Наверное, это происходит от ощущения себя отпечатком времени. Я себе не
принадлежу как человек. Передо мной еще так много задач и настолько мало времени,
что я могу быть резкой, колючей. Зато я такая, какая я есть. И когда пытаюсь
быть лучше, возникает ощущение игры. А в жизни мне очень не хочется ничего
играть. Не хочу быть милашкой, я знаю, что мне это не идет. Таких много. Пусть
они без меня заполняют эту нишу симпатичности. Например, для меня сейчас
рок-музыка - это возможность говорить без прекрас, своими словами то, что
хочется.
О любви и не только
Мой любимый человек меня в этом поддерживает. Он не типичный американец. В том
смысле, что ему чужды те проблемы, которыми озабочены его соотечественники. У
него тоже нет страховки и не будет пенсии, когда подойдет наш возраст. Потому
что мы живем в Москве сегодняшним днем, одними идеями, у нас одни и те же друзья,
творческие проблемы. Хотя, естественно, есть и личные. И это замечательно.
Анапа, сентябрь, 2004
Первый фильм - и сразу главный приз. Итоги 13-го "Киношока"
Сериал "Пан или пропал": Больше смешного, чем детективного
Источник: http://allstars.pp.ru