AllStars
НОВОСТИ ЗНАМЕНИТОСТИ СЕРИАЛЫ ФИЛЬМЫ
Андрей Кончаловский на съемках фильма "Курочка Ряба" Бить или не бить и другие приметы кинематографа
Сложно представить еще хотя бы одну профессию, в которой было бы столько примет и суеверий, как в кино. А по количеству необъяснимых и загадочных событий, которые происходят на съемочных площадках, кинематограф и подавно бьет все рекорды...
Бой посуды приветствуется!
Знаете, что любят российские режиссеры? Бить тарелки! Обычные или с рисунками, с каемочкой по краям или без - неважно. Самое главное - разбить тарелку в первый съемочный день о треногу кинокамеры. Крайне неприятно, если посуда не разбивается, что служит плохим знаком для фильма. Ну а если она рассыпается на маленькие кусочки, вся группа тут же принимается собирать осколки, чтобы оставить хотя бы один у себя на память. В чем глубокий смысл этого ритуала и кто его ввел, уже никто объяснить и вспомнить не может. Но традиция это исключительно российская. "Когда я снимал фильм с иностранной группой и в первый день разбил тарелку, - вспоминает режиссер Карен Шахназаров, - они посмотрели на меня с большим удивлением. У них это не принято". То же удивление постигло Владимир Краснопольский и Валерий Усков аргентинцев, когда русская часть съемочной группы сериала "Танго втроем" - Галина Бокашевская и Андрей Руденский - расколола посуду. На следующий день все местные газеты пестрили фотографиями, на которых счастливые русские актеры держат по кусочку тарелки. И все же у Александра Митты среди осколков в коллекции воспоминаний есть и... два веера - в память о работе на японских фильмах. Оказывается, особый ритуал первого съемочного дня есть и у японцев. Только они ничего не бьют, а расписываются друг другу на веерах. Ритуал с тарелкой настолько старый, что мало кто знает, что у него есть продолжение. В последний съемочный день члены группы должны принести свои кусочки склеить их. "Вообще, тарелку разбивали именно для того, чтобы потом вся группа в том же составе, в котором и начинали съемки, встретилась на банкете и собрала ее по кусочкам. Застолья проходили чаше всего не в Доме кино, где ресторан закрывался рано, а в Болшево, гам можно было гулять хоть всю ночь. Даже песенка такая у киношников была: "На просмотр я тебя приглашу, но на Болшево ты не рассчитывай". Правда, теперь этот ритуал забыт", - вспоминает Сергей Никоненко. Сегодня в Русские актеры на съемках сериала "Танго втроем" последний съемочный день заведена другая традиция - "шапка". Кто-то из группы проходится по всем участникам проекта и собирает деньги на банкет в честь окончания работы. Но и у этих застолий есть свои традиции. Ни в коем случае нельзя выпивать за фильм, пока он не снят. Нельзя произносить тосты за картину и ее судьбу до тех пор, пока не состоится премьера. Но вот отметить первый съемочный день или последний - не запрещено. Мало того, некоторые кинематографисты отмечают еще и "сотый кадр". С каждым отснятым 100-м эпизодом проставляется сначала режиссерская группа, потом операторская, за ней - актерская, гримерная, осветители.
Михаил Пореченков, снимая фильм "День Д", понял на собственном опыте, что 100-й ролик надо отметить. Хотя в день, когда его снимали, Михаил еще не был уверен, стоит ли проставляться. На удивление, съемки шли с большим напряжением: то долго готовилась декорация, то начались проблемы со светом, затем с реквизитом. В результате к середине смены не было снято ничего из запланированного! Когда же прозвучала команда "Мотор!", Михаила Пореченкова в сцене драки травмировали: по сюжету противник бьет по нему стулом. Был изготовлен специальный стул, который рассыпается от первого легкого удара. Но не случилось: конструкция удар о Пореченкова выдержала, а актер заработал шрам на голове. Пока дежуривший на площадке медик обрабатывала кровоточащую рану, Михаил вздохнул: "Нет, все-таки надо отметить сотый ролик!.."
Впрочем, на этом приметы кинематографистов не заканчиваются. Самая известная связана со сценарием: его ни в коем случае нельзя класть на мягкое, а если он упал, надо обязательно на него сесть. По некоторым вариантам, и встать надо именно с ним - поддерживая его рукой, аккуратненько подняться на ноги. Одним из самых страшных грехов на съемочной площадке являются семечки - мол, работа будет проделана впустую. Рассказывают, что когда кто-то из группы на фильме Дмитрия Месхиева был уличен с пакетиком семечек, режиссер отменил смену, а виновника уволил. А вот Андрей Панин в эту примету не верит и на съемках картины "Свадьба" его с семечками не раз просили уйти с площадки. Но в итоге он всю группу на них подсадил. А результат? "Свадьба" получила множество наград, в том числе и в Канне.
А вот то, что лишний раз хлопать в хлопушку не стоит, проверено на опыте не одного режиссера. Потому что обязательно случится лишний дубль. Так же не стоит снимать в большие православные праздники - Пасху, Троицу, Рождество. В советское время частенько не обращали внимания на это, но незнание закона не освобождает от ответственности. Поскольку в большинстве случаев все работа в эти дни уходит в корзину. Да и снимать в церквах или на территории монастырей надо крайне осторожно. Не сквернословить, не ругаться. "У нас была сцена у одного московского монастыря, - вспоминают участники группы фильма "Адмирал Колчак". - Сложно припомнить более трудную смену: за ее время дважды ломалась камера, лопнула линза на приборе". Вообще, многие актеры и режиссеры перед началом работы над новым фильмом заходят в церковь. А с некоторых пор священники приходят прямо на съемочную площадку и освящают ее. Помимо этого Светлана Дружинина уже многие годы заказывает молебен перед съемками. "Я человек верующий, поэтому не суеверный, - рассказывает она. - Но столько раз сталкивалась во время работы с вещами, которые объяснению не поддаются! Та же погода может строить такие козни! Помню, когда в 1973 году работала над "Исполнением желания" о Пушкине, то не могли никак отснять сцену выноса гроба Пушкина после отпевания из Конюшенной церкви. Нам нужно было, чтобы шел крупный снег, а каждый раз, как мы приезжали на площадку, он заканчивался. Уже руки опустились, думала, уедем ни с чем. Но на третий раз нам повезло". Актеры нередко просят у священников благословения на роль. Галина Бокашевская вспоминает, когда она согласилась на роль Анны Вырубовой в фильме "Фрейлина", ее знакомый священник посоветовал сходить в церковь. "Но я не послушалась. И в результате? В одной из сиен допроса моя героиня произносит приговор своей эпохе, говорит об отравлении. И знаете, что случилось? На площадке меня действительно отравили, случайно. Вместо воды дали выпить какой-то химический раствор, от которого через несколько часов мне стало так плохо, что меня повезли в ближайшую больницу, ставили капельницу".
Эльдар Рязанов с супругой Эммой Старые привычки
У каждого кинематографиста есть свои личные "привычки", которые он не нарушает, работая над картинами. Сценарист Аркадий Инин признается: "У меня есть традиция - мелькнуть лысиной в своем фильме. В коротком кадре, в ресторане ли за столиком, танцующим лис девушкой - неважно". Такая же традиция естьу Эльдара Рязанова, он всегда снимается в эпизодических ролях в своих картинах. А вот у Георгия Данелия "талисманом" был Евгений Леонов, которого он снимал практически в каждой своей картине, пусть даже в эпизоде. Леонид Гайдай на выбор натуры для съемок всегда ездил с одной и той же сучковатой палкой. Наталья Гундарева не расставалась со своей актерской тетрадью, .где были написаны замечания режиссера и шла ее работа над ролью. Режиссер Валерий Огородников во время съемок носил одну и ту же кепку и снимал ее только в конце рабочего дня. А когда актер поражал его своей игрой, как знак восхищения давал ее поносить до следующего съемочного дня. Александр Абдулов вспоминает, что, когда приступил к работе над фильмом "Бременские музыканты", ему приснилось, что он обязательно должен снимать в джинсовом комбинезоне: "Я обошел в поисках все московские магазины - не нашел. Мне его привезли специально из Израиля. Проходил в нем все съемки, под конец на нем уже лямки оторвались, он поистерся, изгрязнился, но я его не снимал до конца..." У Федора Бондарчука одна из главных традиций связана с режиссерским сценарием: "Моя личная паранойя: когда отснял сцену, я обвожу ее в сценарии и зачеркиваю, потом еще прохожусь желтым маркером".
Актеры не отстают от режиссеров: носят под одеждой булавки от сглаза, до последнего, пока не начнутся съемки, не говорят даже с близкими о новой роли, отказываются от "дурных" ролей - убийц, всякой нечисти, не соглашаются играть смерть или ложиться в гроб. Потому что считают, что сыгранное может изменить и их собственную жизнь. Ведь немало примеров, которые, конечно, могут показаться совпадением... В фильме "Сага древних булгар" герой Анатолия Ромашина, князь киевский Мстислав, умирал под варварской пыткой, придавленный деревянным настилом. Сам актер не дожил до окончания съемок, погиб от свалившегося на него дерева. Анатолий Папанов сыграл в "Холодном лете пятьдесят третьего..." Копалыча, которого убивали в финале картины. Вернувшийся со съемок в Москву актер решил принять холодный душ, и сердце не выдержало. Знаменитый Верещагин, Павел Луспекаев, из картины "Белое солнце пустыни" в финале фильма погибает. Когда картина выходила в прокат, актера не стало. "Конечно, человеку суеверному подобные события могут показаться мистическими, - говорит Александр Митта,- но человек здравый понимает, что это всего лишь жизнь..." Вот и Виктор Сухоруков Виктору Сухорукову нередко приходилось "умирать" и на сцене в театре, и в "Антикиллере", "Бедном, бедном Павле": "Я не боюсь умирать в кино. Потому что я умираю играючи и не отождествляю себя ни с Павлом, ни с другим персонажем, который погибает. Знаю, что потом встану и пойду по своим делам". И все же Виктор добавляет, что никогда не согласится лечь в гроб: "Еще належимся!" Но порой случается, что избежать этого невозможно. И для такого случая у актеров при пасена еще одна традиция: ложась в гроб, они берут с собой бутылку водки и кладут под голову. Считается, что водка, побывавшая в гробу с актером, а потом распитая за его здоровье всей съемочной группой, берет все несчастья на себя. Поэтому и Валерий Федор Бондарчук Золотухин в сериале "Участок" совершенно бесстрашно отснялся в этой сцене. И когда Марии Порошиной в "Бригаде" предстояло сыграть сцену в гробу, ее мама просто заставила дочь взять водку с собой.
Сыгравшая колдунью в "Вие" Наталья Варлей говорит, что решиться на эти съемки можно было только по молодости: "Гроб оказался моим рабочим местом, которое я занимала в начале дня и покидала только в конце смены". Актриса до сих пор считает, что согрешила, согласившись сыграть ведьму: "Нечистая сила в храме - это большой грех. Надеюсь, Бог меня простит, потому что я исповедалась по этому поводу..." А вот Александр Филиппенко от ролей негативных персонажей не отказывается, у него в фильмографии и Кошей Бессмертный, и убийца в картине "Приступить к ликвидации". Он даже дважды снялся в "Мастере и Маргарите": много лет назад сыграл у Кары Коровьева, а недавно у Бортко Азазелло. И несмотря на такой послужной список, актер признается, что ничего мистического с ним за эти годы не происходило. "Я знаю, что некоторые актеры отказываются играть подобные роли. А я соглашаюсь, когда интересный текст. Тот же Кощей - текст Успенского. Что уж говорить про Булгакова?" И все же именно с "Мастером и Маргаритой" в кино связано много легенд - мало кто из режиссеров, мечтавших экранизировать этот роман, достигал своей цели. Андрей Тарковский, Георгий Данелия, Ролан Быков, Эльдар Рязанов. Элем Климов, оставивший ради этой картины должность руководителя Союза кинематографистов, несколько лет работал над экранизацией романа, однако на постановку не хватало средств. Владимиру Наумову еще в 1980-е годы... являлся дух Елены Булгаковой, предрекавшей неудачу любой попытке экранизации "Мастера и Маргариты". Да и снятому в 1994 году "Мастеру и Маргарите" Юрия Кары не повезло - он до сих пор не увидел широкого зрителя. С мистикой этого романа столкнулась и Светлана Дружинина. "В качестве дипломной работы во ВГИКе я сняла коротенький фильм по эпизоду из романа, когда буфетчик приходит к Воланду с поддельными купюрами. За работу комиссия поставила мне "отлично". Потом ее положили в архив, а я мечтала: когда заработаю денег, обязательно сделаю себе копию. Каково же было мое удивление, когда я пришла в институт осуществить свою мечту, а мой фильм не нашелся! Работы сокурсников лежали на полках, а моя растворилась. Хочешь верь, хочешь нет, но в нашей профессии очень много мистического..."
материал: 7 дней, №41, 2007

Источник: http://allstars.pp.ru



Популярные сериалы:

Популярные фильмы:

Популярные знаменитости:

Каталог знаменитостей:

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Ю Я
Каталог фильмов:

0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Архив обновлений / Фотографии / Архив новостей / Статьи / Награды
© 2003-2016 AllStars.pp.ru: кино, телевизионные фильмы, сериалы, знаменитости.