Пять лучших фильмов о подводных лодках
Служить на подводной лодке - удел поистине отважных людей. Снимать фильм о
подводной лодке - тоже немалый риск. Главное в таких картинах - не спецэффекты,
а ощущение полной изоляции, в которой живут подводники.
Командир счастливой "Щуки" (СССР, 1972)
Про что: 1942 год. Немцы готовят операцию по захвату Мурманска. Одна из
советских подлодок получает задание уничтожить вражеский транспорт с солдатами и
военной техникой. За "Щукой" начинается настоящая охота, и лодка оказывается
практически в безвыходной ситуации. Но капитану все-таки удается спасти корабль.
Лодка: В те времена снять настоящую субмарину было невозможно.
Единственное, что разрешили сделать режиссеру Борису Волчеку, - это использовать
списанную подлодку, разрезанную пополам. Поскольку съемки внутри лодки из-за
тесной обстановки вести невозможно, ее "внутренности" строили в павильоне.
Как снимали: Сценарий фильма написан на основе реальных событий,
произошедших в начале Великой Отечественной войны на Северном флоте и главной
базе СФ Полярном. Основной съемочной площадкой фильма и стал город Полярный.
Киноляп: В фильме звучит команда "скорость 500 узлов". На самом деле
подводная лодка такого типа развивает скорость до 12 узлов (под водой - 8,5).
72 метра (Россия, 2003)
Про что: Подлодка "Славянка" уходит на плановое учение. Ей поставлена
задача: уничтожить противника и на время исчезнуть из поля зрения. Задание
выполнено, но "Славянка" сталкивается с миной времен Второй мировой войны. У
экипажа остаются считанные часы, чтобы спастись.
Лодка: "Славянку" изображала дизельная подлодка "Варшавянка". Все, что
происходило внутри лодки, снимали в павильонах "Мосфильма". Там построили
бассейн для съемок затопленных отсеков подлодки, отдельно - торпедный отсек. И
еще была сделана увеличенная копия подлодки из пенопласта.
Как снимали: Натурные съемки фильма проходили на базах ВМФ в
Североморске, Гаджиеве, Полярном и Севастополе. Большую часть времени киногруппа
проводила в холодной воде. Когда актеры находились под водой, их страховал
аквалангист.
Киноляп: Большинство специалистов сходятся во мнении, что фильм очень
достоверный. Однако история с одним действующим дыхательным аппаратом на
субмарине в реальной жизни - невозможна.
Первый после бога (Россия, 2005)
Про что: Фильм основан на биографии Александра Маринеско. 1944 год.
Капитан Маринин, одержавший немало побед, попадает под внимание советских
спецслужб. Его обвиняют в "непролетарском" происхождении и романе со шведской
подданной.
Лодка: Атомная подлодка "Волгоград" в кино превратилась в прославленную
подлодку "С-13", на которой действительно воевал Маринеско. На лодку была
приварена модель рубки весом 17 тонн. И эта конструкция выходила в море. На
рубке-макете стоял актер Дмитрий Орлов (капитан Маринин), а внизу на настоящем
мостике стоял командир Кузнецов, который отдавал приказы, и субмарина совершала
маневры.
Как снимали: Натурные съемки фильма проходили в Мурманске, Полярном,
Кронштадте и Тбилиси. Морские сцены снимали в ноябре, и на улице был мороз минус
25. Поэтому киношникам помогали моряки про тиводиверсионных сил в специальных
гидрокостюмах.
Киноляп: Леоноре Маринеско, дочери подводника, фильм не понравился. По ее
мнению, показанные события в картине не соответствуют действительности: "У
Маринеско отец был беглым матросом, мать - крестьянкой. Кроме того, у него была
сестра, а не брат. И про чекистов - все вранье".
Ю-571 (США, 2000)
Про что: Весной 1942 года американские подводники захватили немецкую
подлодку U-571 с целью завладеть шифровальным устройством "Энигма".
Лодка: Было изготовлено пять миниатюрных подлодок длиной 13,5 метра: у
одной работали винты, у другой перископ, у третьей торпедные шахты. А также
построено два макета в натуральную величину (длиной больше 67 метров) для съемок
внутри и снаружи.
Как снимали: Перед съемками среди актеров (
Мэттью
МакКонахи,
Харви Кейтель, Джон Бон Джови
и др.) провели инструктаж о техническом комплексе подводных лодок и несколько
дней тренировали быстро передвигаться в тесноте субмарины. В фильме снималась
настоящая шифровальная машина "Энигма": авторы картины позаимствовали ее на
время съемок у коллекционера.
Киноляп: Этот фильм вызвал бурю нареканий у британских военных, моряков и
даже премьер-министра Тони Блэра, которые считают, что американцы исковеркали
историю. На самом деле дешифратор "Энигма" был захвачен с подлодки U-110
британским эсминцем Bulldog.
Лодка (ФРГ, 1981)
Про что: В 1942 году немецкая подводная лодка U-96, вышедшая в Атлантику
на перехват английских морских конвоев, получает самоубийственный приказ от
командования прорваться через Гибралтарский пролив в Средиземное море.
Лодка: В съемках использовалось пять макетов подводной лодки. Две
подлодки - длиной 5,5 и 2,5 метра - принимали участие в подводных съемках.
Третья модель - длиной 11 метров - участвовала в надводных съемках и могла
передвигаться по высоким волнам и "тонуть". В роли подводников на этой лодке
выступали загримированные под моряков куклы Барби. Еще был построен макет в
натуральную величину, изображающий лишь верхнюю часть подлодки. Именно с ним у
киношников было больше всего проблем. Как-то наутро съемочная группа не
обнаружила макета, оставленного ими на воде. Оказалось, что подлодку "угнал"
Стивен Спилберг, снимавший неподалеку фильм "
Индиана
Джонс: в поисках утраченного ковчега". Директор картины одолжил макет
Спилбергу и забыл предупредить об этом режиссера "Лодки" Вольфганга Петерсена. А
незадолго до окончания съемок из-за небольшого шторма макет разломился пополам и
утонул. Лодку достали, склеили и досняли сцену. Пятая модель подлодки была
построена для съемок сцен внутри.
Как снимали: Для того чтобы актеры достоверно показали чувство
клаустрофобии и приобрели бледный вид лица, режиссер Вольфганг Петерсен не
выпускал исполнителей главных ролей на улицу все время, пока шла съемка.
Киноляп: Большинство подводников в фильме показаны ярыми антифашистами,
тогда как на самом деле в команды подлодок набирали людей, твердо верящих в
идеалы нацистской партии. Однако Петерсен снимал этот фильм по воспоминаниям
журналиста, который был в подлодке во время этого задания. И к тому же главной
идеей режиссера было показать бессмысленность войны, с какой бы стороны люди ни
воевали. Возможно, поэтому картина была тепло принята как в Германии, так и
других странах и по сей день считается лучшим фильмом о подводниках в мировом
кинематографе.
Источник: http://allstars.pp.ru