AllStars
НОВОСТИ ЗНАМЕНИТОСТИ СЕРИАЛЫ ФИЛЬМЫ
Лариса Вербицкая Как выучить арабский за ночь, или фокусы памяти

Это произошло несколько лет назад. Лариса Вербицкая должна была срочно вылететь на международный фестиваль в Алжир вести концерт. "Меня охватила паника: на каком языке общаться, объявлять номера? Я понимала, что мой плохой французский в Алжире, бывшей колонии Франции, никому не нужен. Английский - тоже, русский - тем более. Оставался только арабский". Но арабского языка Вербицкая не знала, а до концерта оставались сутки. "Я принимаю решение за одну ночь сделать переводы". Посадив перед собой переводчика, вооружившись магнитофоном и наушниками, Лариса стала вникать в тонкости абсолютно незнакомого ей языка. "А на следующий вечер я вышла на сцену и провела концерт на арабском. То, что это была потрясающая победа над собой, я поняла на приеме у посла. Он спросил меня: "Где вы учили арабский? Я - в МГИМО, у меня он классический, а у вас с таким прекрасным алжирским диалектом!" Справиться с, казалось бы, неодолимой задачей Ларисе помогла ее профессиональная цепкая память. Ведь как ведущей Первого канала ей часто приходится заучивать большие объемы текста: "Я как та студентка в известном анекдоте. Могу "освоить" за ночь хоть китайский. Но профессор расписывается в зачетке, и я уже все забыла!"

Стоит ли тереть лоб?
Так что же такое память? Когда-то исследователи сравнивали ее с фотоаппаратом, кинокамерой, а теперь и с компьютером. Да, человеческий мозг - словно компьютер: в нем хранится огромный объем информации - вся жизнь. Способность запоминать информацию, а затем воспроизводить ее - это и есть наша память. В "оперативной памяти", например, содержится список каких-то срочных дел. Она сразу "очищается", как только дело сделано. На "жестком диске" можно найти все, что видел, слышал, чувствовал человек. Эта информация практически не стирается. Но обычно люди активизируют "жесткий диск" всего на 10 процентов, то есть информация на нем хранится, но человек ею не пользуется.
При желании что-то вспомнить люди нередко трут лоб. И это правильно. Ученые доказали, что "рабочая память" человека размешена в лобных долях головного мозга. Но всегда ли это помогает? Если память не развита, то никакое трение или удар по лбу не помогут вспомнить то, что спрятано далеко. Но бывают и случаи, когда память отказывается забывать.
В 1926 году к молодому советскому психологу Александру Лурия пришел человек с жалобами на свою память. Его звали Соломон Шерешевский. Он работал журналистом. Соломон никогда ничего не записывал, чем вызывал раздражение у главного редактора. Он все запоминал. Память Соломона Шерешевского не имела границ, чем доставляла ему массу хлопот и неприятностей. Оказалось, что этот человек не умел забывать И сортировать информацию, отделять главное от второстепенного.
Соломон Шерешевский был синестетиком. Слово происходит от греческого synaisthesis и означает смешанное ощущение (в отличие от "анестезии" - отсутствие ощущений). У таких людей сигналы от различных органов чувств смешиваются в голове. Человек не только слышит звуки, но и видит их. Синестетик способен не только осязать предмет, но и почувствовать его вкус. Шерешевский так описывал свои ощущения: "Я подхожу к продавщице мороженого и спрашиваю, какие сорта у нее есть. "Всего полно!" - отвечает она таким тоном, что целая куча угольков и золы вылетает из ее рта". Из-за яркого восприятия информации у него были проблемы с запоминанием смысла и чтением. В результате Шерешевский забросил журналистику и до конца своих дней выступал в цирковых представлениях. Он имел феноменальную память, но гением так и не стал... "Наличие только памяти особо ничего не дает. Умение запоминать - это" хорошо, но это не признак сверходаренности", - считает профессор доктор медицинских наук Зураб Ильич Кекелидзе.
Пикассо В нашем обыденном понимании у гениев вообще не память, а дырка. История хранит немало имен... рассеянных гениев. Основоположник кибернетики Норберт Винер в день переезда семьи на другую квартиру после работы не смог вспомнить новый адрес. Гениального ученого дочь нашла у подъезда старого дома. У Чарли Чаплина была проблема с именами. Он не мог запомнить имя собственного секретаря, с которым проработал семь лет. Поэт Андрей Белый постоянно путал этажи и мог заблудиться в собственном доме. Чтобы вспомнить значимое событие из своей жизни, художнику Пабло Пикассо необходимо было взять в руки вешь, связанную с этим событием, поэтому он всегда оставлял на память какие-то безделушки. Получается, что гениям память не нужна? Исследования ученых показали, что у гениев очень хорошая память, но работает она по-другому - избирательно. "Особая избирательность памяти гениев позволяет им видеть, слышать и чувствовать то, что важно лишь для них, - говорит Георгий Воропаев, доктор медицинских наук, руководитель Центра изучения человека. - Причем человек может даже не отдавать себе отчета, что он запомнил. В нужный час его тренированный мозг выложит необходимую информацию, дав толчок для открытия".
Стас Пьеха с бабушкой Эдитой Пьехой
Память тела?
Стас Пьеха далеко не в восторге от своей памяти: "Она у меня, мягко говоря, не очень-то цепкая. Я вряд ли вспомню подробности, детали какого-то события и уж точно с трудом перескажу прочитанную книгу". Однако у певца прекрасно развита фонетическая память, столь нужная ему в работе: "Я могу прослушать песню один раз и легко воспроизвести ее текст даже спустя какое-то время. Так было, например, когда лет восемь назад я работал в одном из московских ресторанов, где пел песни Джо Дассена, Гару и других зарубежных исполнителей как на французском, так и на итальянском. Совершенно не зная ни того, ни другого языка, произношения слов, я просто заучивал песни на слух - с дисков! Слушал, запоминал и без проблем воспроизводил!"
Оскар Кучера Все в порядке с профессиональной памятью и у актера и ведущего Оскара Кучеры, хотя обычная память и у него не отличается цепкостью. "Хорошо, что сейчас в мобильных телефонах есть функция "напоминание", - говорит актер. Однако в его случае даже техника бессильна. - Бывает, напоминание о дне рождения друга срабатывает в тот момент, когда я не просто нахожусь на съемках, а, как говорится, вхожу в кадр. Ну, думаю, сейчас дубль сделаем и минут через 10 позвоню с поздравлениями. Но не тут-то было! В лучшем случае я вспомню об этом поздно вечером, в худшем - через неделю!" Что же касается непосредственно работы, то здесь память Оскара никогда не подводила: "Может, так нескромно говорить, но все мои партнеры по кино знают, что я как никто другой запоминаю текст роли. С ходу могу запомнить 2-3 листа, текст словно фотографирую и воспроизвожу! Такая фотографическая память у меня не с детства, она сформировалась благодаря опыту работы в сериалах. У меня даже выработалась своя система логического запоминания. Я стараюсь отложить в голове последовательность событий, происходящих с моим героем, и текст всплывает сам собой!"
Особенно "нужной" памятью отличаются знаменитые шахматисты. Вот один уникальный случай. Однажды аргентинский гроссмейстер Мигель Найдорф сделал в турнире ничью с Александром Алехиным. Чемпион мира поздравил молодого человека с почетной ничьей. Мигель заявил, что счет их встреч 1,5:0,5 в его пользу. Шахматный король решил, что это шутка, но молодой гроссмейстер напомнил о сеансе одновременной игры в 20-е годы в Варшаве. Мигель утверждал, что тогда Алехин проиграл ему. Чемпион мира не согласился с этим, так как он всегда помнил в лицо всех шахматистов, которые когда-либо выигрывали у него, в том числе и в сеансах одновременной игры. Мигель решил напомнить обстоятельства той знаменательной для него встречи. В сеансе было запланировано 25 досок, однако со знаменитостью хотели сразиться еще два подростка. Число 25 было оговорено заранее, и гроссмейстер отказал. Его упрекнули, что он испугался мальчишек. Мастер согласился сыграть с ними, но вслепую. И ребят посадили в сторонке, вдали от столиков, так, что он не мог их видеть. Сеанс закончился со счетом 26:1 в пользу Алехина, а единственную победу над ним одержал один из мальчиков, с которым он играл вслепую. Этим мальчиком оказался Мигель Найдорф. Алехин тут же вспомнил давний сеанс и ладью на h2, которую пожертвовал ему неизвестный. Чемпион мира признался, что уже двадцать лет мучился от того, что так и не увидел соперника, столь искусно обыгравшего его в Варшаве!
Лариса Вербицкая Телеведущей Ларисе Вербицкой, обладающей отличной зрительной и слуховой памятью, не так давно пришлось осваивать новый вид памяти. "Когда я учу тексты, мне важно, чтобы я не только видела текст, но произносила его вслух. Я запоминаю мелодику". Для выступлений же в шоу "Ледниковый период" на Первом канале Ларисе не нужно учить тексты, ей приходится заучивать движения. "Это катастрофа, потому что моя память зрительная, слуховая, а здесь нужно заставить свои мозги дать импульс мышцам, чтобы они двигались в определенном направлении под определенным углом. Левая нога, правая нога, на каком ребре конька покатиться. Для меня все это дико сложно! Я поняла, что фигурное катание - чрезвычайно интеллектуальный вид спорта. Не шахматы, нет, а фигурное катание. Это хорошая гимнастика для извилин. Я сейчас осваиваю другой вид памяти - память тела".
С точки зрения медиков, в процессе запоминания действительно может участвовать чуть ли не весь организм, по крайней мере все органы чувств - точно. Как человек запоминает лучше: на глаз, на слух, на вкус, на запах, на ощупь - сказать сложно. Это индивидуально. "У актеров есть такое понятие: "память ног", - Александр Збруев утверждает актер Александр Збруев. - Играя в спектакле и подходя к тому или иному месту, ты невольно вспоминаешь свой текст и свои эмоции. Потому что все это много раз отрабатывалось на репетициях и в какой-то момент память начинает помогать тебе". Что же происходит с памятью человека, если один из органов чувств перестает работать? Оказывается, это способствует активизации работы памяти через другие чувства!
Григорий Антипенко и Юлия Такшина Память характеризуется не только тем, что человек запоминает, но и тем, что забывает. Это ее естественная функция. Причем память по природе своей оптимистична: все неприятное, как правило, с годами улетучивается. "Когда я училась в театральном училище, - признается актриса Юлия Такшина, - мне казалось, что наступил самый ужасный период в моей жизни: вечная нехватка времени, жесткие требования мастеров-преподавателей... Словом, одни нервы, нервы, нервы... Сегодня же, вспоминая те годы, я считаю их самыми счастливыми, радостными и беспечны ми!" Память действительно весьма зависима от эмоций. Например, если человек отправляется на концерт в хорошем душевном расположении, то и воспоминания от увиденного у него будут приятные. И наоборот. Не ждите от раздраженного зрителя положительных воспоминаний. "С первых дней появления на свет сына я постоянно гуляю с ним в Ботаническом саду МГУ, -рассказывает Юлия Такшина. - Нас эти прогулки заряжают колоссальной положительной энергией. Мы приходим домой наполненные такими прекрасными положительными эмоциями!.. Ведь в саду так красиво: там много цветов, различных растений. Любопытно, что, когда я вдыхаю все эти запахи, ко мне нередко приходят приятные воспоминания из моего детства: как мы с родителями приезжаем на дачу, кругом цветы, фруктовые деревья, грядки с овощами..."
Возвращение в прошлое, в частности в детство, - одно из свойств памяти. Но лишь с определенного возраста. По мнению нидерландского психолога Доуве Драайсмы, "обычно люди хуже помнят давние события. Но лет с 50 наблюдается так называемый эффект реминисценции, который постепенно усиливается. Мы все настойчивее вспоминаем детство, молодость, особенно период с 10 до 25 лет. Дело в том, что память наиболее цепко удерживает то, что было в первый раз. А в этом возрасте гораздо больше вещей случаются впервые, нежели в 40 или 50". А поэтому то, что с человеком происходило в середине жизни, к старости он, как правило, забывает. Но бывают и другие причины "избирательной" работы памяти: стресс, болезнь, травма.
Трагическая история произошла с известным актером МХАТа Константином Григорьевым. В 70-80-х годах в Советском Союзе он блистал на сцене и в кино. Он сыграл офицера Федотова в фильме Никиты Михалкова "Раба любви", Серого в "Трактире на Пятницкой", капитана Смоллетта в "Острове сокровищ". Ему было 46 лет, когда в ресторане Дома кино на него напали. Пролить свет на подробности этой страшной истории так и не удалось до сих пор. Его ударили со спины по голове металлическим предметом, а потом сбросили с лестницы. Две недели он не выходил из комы. В больнице провел больше полугода, перенес восемь операций. Врачи констатировали: частичная потеря памяти и дисфункция левого полушария головного мозга. Но Григорьев нашел в себе силы вернуться в театр. Играл, правда, лишь в массовках. Но все равно часто терялся, не мог вспомнить слова, не понимал, что нужно делать. Во МХАТе он продержался несколько лет, но в итоге покинул Москву и перебрался в Ленинград. На сцену он больше не вернулся, а зимой нынешнего года Константина Григорьева не стало.

Командовать нельзя, но можно тренировать
Любому человеку непросто найти нужную информацию, которая хранится в кладовых его памяти. Случается, что очень долго он не может вспомнить нужное слово, имя или адрес. "Однажды, когда я находилась в заграничном путешествии, - рассказывает певица Алена Свиридова, - решила позвонить домой: узнать, все ли в порядке. Подошла к автомату, набрала код России, а дальше... Не помню номера, и все! Хотя жила в этой новой квартире уже года три. Как я ни напрягала память, стоя около автомата, так ничего на ум и не пришло. Позже мне напомнили его друзья". Но в один прекрасный день певица решила не зависеть от причуд своей памяти. Она даже стала читать книги о том, как научиться запоминать. В итоге на помощь Алене пришло ее образное мышление: "Я всегда с легкостью запоминала тексты песен и музыку. Просто очень живо представляю картинку, стоящую за словами. С некоторых пор я точно также представляю, что стоит за той или иной цифрой. Это уже моя личная система. Например, телефонный номер моей мамы начинается с цифры 144. Согласно моему способу запоминания единица - это позвоночник, а две четверки - это... очень большой бюст!" Другой способ запоминания телефонных номеров Свиридовой не менее оригинален. "Я, как пианист по клавишам, воспроизвожу нужный номер по кнопкам, - смеется Алена, - то есть запоминаю последовательность работы пальцев".
А вот в памяти Самвела Гарибяна уже давно все хранится в идеальном порядке. Он двукратный рекордсмен Книги рекордов Гиннесса. Благодаря тренировкам по собственной методике, еще, будучи 20-летним студентом, он мог воспроизвести порядка 2000 не связанных между собой слов, продиктованных со средним интервалом в 3 секунды. Для сравнения: среднестатистический человек одновременно может запомнить лишь от 5 до 9 слов. Самвел не обладал феноменальной памятью от рождения. Он был обыкновенным ребенком из небольшого городка Ахалкалаки. Цепкая память ему понадобилась, когда он поступил на юридический факультет Ростовского университета. После операции на глаза врачи запретили ему на полгода читать и писать. Самвел строго соблюдал рекомендации. Но такая дисциплинированность грозила отчислением из университета. "И выход был найден. Я стал более внимательно слушать лекции и семинары. Иногда в общежитии читал и вслух мне друзья. В процессе учебы у меня зародилась идея создания определенных приемов запоминания и мышления. С этого и начались мои поиски".
Гарибян разработал уникальную методику. Его система запоминания основана на эмоциях. "Бытует мнение, что дети запоминают благодаря тому, что мозги у них "свободные", им легче все дается. Когда человек взрослеет, у него уже есть информационный багаж, поэтому новую информацию он запоминает труднее. Дело в том, что в отличие от взрослых дети способны такую информацию провести через сердце, то есть через эмоции и темперамент". Чтобы память начала работать в режиме "эффективного запоминания и воспроизводства", необходимо избавиться от стереотипов, которые скопились в голове взрослого человека, и включить эмоции. "Например, чтобы запомнить два слова "крокодил" и "антилопа", необходимо представить картинку, как антилопа поедает крокодила". Такой необычный сюжет удивит рациональное сознание и обязательно запомнится.
Самвел Гарибян Сам вел Гарибян также рекомендует ежедневно заучивать по два "куплета" из любого стихотворения и просматривать один и тот же 15-минутный фрагмент отечественного фильма, причем это необходимо делать три раза в день. В первый раз этот фрагмент только прослушивать, во второй раз просматривать и прослушивать, а в третий - только просматривать. И так две недели подряд. Затем следующие две недели проделывать то же, но каждый день с новым фильмом. "Вы почувствуете результат. Ваша память вас приятно удивит", - говорит Самвел.
Вообще, врачи призывают каждого из нас следить не только за своим здоровьем, но и за своей памятью. И для этого не требуется больших денег, только большое желание. Профессор Зураб Кекелидзе предлагает самый простой способ: "Надо отказаться от ежедневника. Список своих дел лучше запоминать и через каждые три-четыре часа повторять". Сам Зураб Ильич еще в студенческие годы отказался от записной книжки: "В моей памяти, например, хранится около 200 номеров телефонов". Крупнейший современный математик и кибернетик фон Нейман доказал, что в принципе человеческий мозг может вместить примерно 1020 единиц информации. Что это значит? Что человек может запомнить всю информацию, содержащуюся в Российской государственной библиотеке!

материал: 7 дней, №46, 2007

Источник: http://allstars.pp.ru



Популярные сериалы:

Популярные фильмы:

Популярные знаменитости:

Каталог знаменитостей:

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Ю Я
Каталог фильмов:

0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Архив обновлений / Фотографии / Архив новостей / Статьи / Награды
© 2003-2016 AllStars.pp.ru: кино, телевизионные фильмы, сериалы, знаменитости.