AllStars
НОВОСТИ ЗНАМЕНИТОСТИ СЕРИАЛЫ ФИЛЬМЫ
Александр Демьяненко Александр Демьяненко с женой Людмилой

30 мая народному артисту России Александру Демьяненко исполнилось бы 70 лет. Он ушел из жизни в 62 года в жарком августе 1999-го, не дожив нескольких дней до запланированной операции на сердце.
Александр Сергеевич не любил своей всенародной известности, потому что, как ни странно для человека столь публичной профессии, оставался актером только на сцене и съемочной площадке. А в жизни Демьяненко страшно тяготило беспардонное желание совершенно незнакомых ему людей выпить с Шуриком, похлопать его по плечу или высказаться по поводу того, насколько постарел знаменитый "студент".
И вообще этот седой пожилой человек с грустным настороженным взглядом, спрятанным за большими дымчатыми очками - взглядом человека, многое пережившего за прошедшие годы, - уже ничем не напоминал солнечного юношу из комедий Леонида Гайдая, в которого в 1965 году сразу и навсегда влюбилась вся советская страна. Его Шурик жил в обстоятельствах этой страны, как в большой коммунальной квартире, по мере необходимости борясь с отдельными недостатками, радуясь многочисленным преимуществам и твердо веря в общее светлое будущее. Александр Сергеевич на склоне лет предпочитал одиночество и тишину дачи в Соснове под Питером: с книгой на диване и классической музыкой в наушниках. Больше всего он любил слушать реквиемы.
Александр Демьяненко А ведь в начале своей актерской биографии мальчик из Свердловска, которому в 1955 году посчастливилось стать московским студентом, мало отличался от своего будущего киногероя. Его отец, Сергей Демьяненко, бывший гитисовец, артист Свердловской оперы, а впоследствии преподаватель актерского мастерства в консерватории, с детства привил сыну любовь к театру. Однажды маленькому Саше доверили даже выйти на сцену в "Тоске" Пуччини и позвонить в колокольчик, но, потрясенный музыкой и пышным великолепием сцены, он устроил такой трезвон, что незадачливого "дебютанта" пришлось увести за кулисы. Несмотря на "провал" в опере, вопрос с призванием решился в пользу театра. Саша занимался в драматической студии при Доме культуры, а потом отправился в Москву штурмовать театральные вузы. Вскоре в Свердловск полетела ликующая телеграмма: "Победа! Принят Щукинское и ГИТИС! Остаюсь ГИТИСе!"
В институте Демьяненко вел себя весьма вольнолюбиво - количество его прогулов с лихвой перекрывало показатели всего остального курса. Со 2-го курса он начал сниматься в кино. С дебютной роли застенчивого гимназиста Мити в картине Алова и Наумова "Ветер" (1958) наметилась его актерская и человеческая тема, которую впоследствии эксплуатировали многие режиссеры, но до полного совершенства довел в своих комедиях Леонид Гайдай. Кто-то из критиков удачно назвал ее "обаянием несовершенства". Большинство его героев были интеллигентными, застенчивыми, совсем не героическими людьми, вовлеченными в бурный поток тех или иных событий. Их естественность, их недостатки, непоказное поведение, чувство собственного достоинства, отстаивание которого в зависимости от сюжета могло иметь то трагические, то комические последствия, их принципиальная "обычность" была вызовом и железобетонному пафосу минувшей сталинской эпохи, и бездушной идеологичности надвигающихся 70-х.
Александр Демьяненко и Наталья Варлей в фильме "Кавказская пленница" В 1959 году, окончив ГИТИС, Демьяненко по приглашению Андрея Гончарова пришел в Театр им. Маяковского, но за три года, проведенных в его стенах, ни одной интересной роли так и не получил. Ситуация обострялась отсутствием московской прописки, квартиры и тем, что Александр успел обзавестись семьей - женился на подруге по свердловскому драмкружку. В 1961 году артиста позвали на "Ленфильм", подкрепив приглашение обещанием квартиры и главных ролей. На "Ленфильме" Александра и разыскал Леонид Гайдай, совсем было отчаявшийся найти исполнителя главной роли для будущей "Операции "Ы". Кандидатов в Шурики было более 40, и среди них - Виталий Соломин, Сергей Никоненко, Евгений Жариков, Всеволод Абдулов, Александр Збруев, Андрей Миронов. Но Гайдай остановил свой выбор на Демьяненко, которого счел настолько подходящим для роли, что даже переименовал героя в его честь - по сценарию герой звался то ли Эдиком, то ли Владиком.
30 июля 1964 года Демьяненко впервые вышел на съемочную площадку в роли Шурика, не подозревая, что образ очкастого студента не только вознесет его на вершины всенародной славы, но и возьмет в страшный плен, до конца дней свяжет по рукам и ногам.
Александр Демьяненко с Натальей Селезневой в фильме "Операция "Ы" и другие приключения Шурика" Позже Демьяненко много раз повторял, что в этой роли "как актер не сделал ничего не то чтобы сверхъестественного, а просто ничего серьезного..." Но было поздно: механизм народной любви, "бессмысленной и беспощадной", уже пришел в движение - Александр не мог выйти на улицу, чтобы его не узнали, не перешли на "ты", не попытались похлопать по плечу, поправить очки, дернуть за ухо. Скромный и неразговорчивый, он ненавидел такую "славу", но поправить уже ничего не мог.
Его наивный герой широко шагал по стране то в компании юной Натальи Селезневой, то рядом с прелестной Натальей Варлей. Гайдаю потребовался настолько светлый образ, что брюнет Демьяненко был превращен в блондина. В течение двух лет актера нещадно красили до волдырей, до ожогов на коже - краска была очень плохого качества. Только благодаря своим прекрасным густым волосам, Демьяненко после таких экзекуций сумел сохранить пышную шевелюру.
Но потеря волос, возможно, не показалась бы ему столь огорчительной по сравнению с тем, что произошло дальше: феерический успех Шурика заставил других режиссеров отвернуться от актера. "Этот ярлык приклеился к нему намертво. Ему так и не удалось "переиграть" Шурика", - вспоминала вдова актера Людмила Акимовна, с которой Демьяненко познакомился в тот самый трудный период своей жизни, когда работы совсем не стало и он с отчаяния начал выпивать...
Отчасти его спасал дубляж зарубежных фильмов - неплохая возможность для безработных актеров заработать себе на кусок хлеба. И голосом Александра Демьяненко заговорили Роберт Де Ниро, Жан-Поль Бельмондо, Витторио Гассман, Омар Шариф, Уго Тоньяцци. Актер достиг такого мастерства в искусстве озвучания, что знаменитый литовец Донатас Банионис даже написал заявление, в котором просил, чтобы его роли на русский язык дублировал только Демьяненко.
Александр Демьяненко Там же, в тонстудии "Ленфильма" Александру улыбнулось счастье - не актерское, а простое, человеческое. Он встретился с бывшей актрисой, а в ту пору ассистентом режиссера дубляжа Людмилой. Ему было 37, ей - 35 лет. Он был женат, у нее подрастала 13-летняя дочь Лика - в будущем известная актриса Анжелика Неволина. Однажды Демьяненко с чемоданом в руках предстал перед женщиной, с которой ему было суждено счастливо прожить больше 20 лет, до конца своих дней. "Я к вам пришел навеки поселиться!" - шутливо процитировал он.
Людмила стала для Александра ангелом-хранителем: "Если бы не жена, не знаю, как и выпутывался бы из этих безработных полос, - признавался он. - У нас в семье - благодать. Все завидуют. Людмила моя - другое не подобрать слово - солнечная, и люди тянутся к ней, и животные. Она интереснее меня, и в те дни, когда я падаю духом, она сохраняет спокойствие. И ее уверенность, что все обойдется, передается мне. Так и живем".
Когда в конце 80-х Демьяненко вернулся на сцену по приглашению питерского Театра Комедии, он запоздало пожалел, что, снимаясь в кино, одновременно не играл в театре, где мог бы сыграть многое из того, что ему так и не рискнули доверить в кино после злосчастного Шурика. Но пришло время, и немолодой артист оказался неугоден новому режиссеру этого театра Татьяне Казаковой - она уволила его беспардонно, сказав, что "не знает такого артиста". Наступали тяжелые времена.
Он не отказывался от работы, играл эпизоды в кино, снялся в рекламе какого-то финансового фонда, принял предложение сыграть в телевизионной комической мыльной опере "Клубничка". А на провокационные вопросы журналистов, связанные с этими, с их точки зрения, сомнительными занятиями, отвечал просто: "Работать все равно лучше, чем лежать на диване и медленно умирать. Нельзя за это актеров осуждать".
А вечно оптимистичный Шурик с завидным постоянством ежегодно появлялся на телеэкранах, будоража сердца ностальгией по старым добрым временам... Демьяненко уже не держал зла на своего "спутника жизни", не испытывая никаких иллюзий относительно собственной судьбы. "Меня жизнь научила трезвости, терпению и пониманию, что каждому - свое. Жаловаться мне особенно нечего. Работа есть, семья есть, зрители есть. Этого достаточно, чтобы чувствовать себя живым..." - это была не бравада, а выстраданная позиция человека, не сдавшегося ни славе, ни забвению. Принято считать, что Демьяненко не сделал карьеры. Полно, так ли это? Он был любим и остается любим поныне уже новыми поколениями. Он оставил нам на память своего смешного и наивного Шурика, глядя на которого кажется, что мир прекрасен, правда есть и жить - стоит.

материал: HELLO!, №23, 2007

Источник: http://allstars.pp.ru
Популярные сериалы:

Популярные фильмы:

Популярные знаменитости:

Каталог знаменитостей:

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Ю Я
Каталог фильмов:

0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Архив обновлений / Фотографии / Архив новостей / Статьи / Награды
© 2003-2016 AllStars.pp.ru: кино, телевизионные фильмы, сериалы, знаменитости.