"Два Кита" городского романса
Фото: depositphotos.com
Владимир Асмолов
2012 год стал на удивление и на радость всем ценителям настоящего городского романса невероятно богатым на новинки. Практически каждый из тех людей, благодаря которым этот жанр в тёмные 80-е развивался космическими темпами и без которых невозможно представить шансон вообще, почти каждый из них отметился в этом году, причём далеко не самыми худшими работами за все года своей творческой деятельности. И тот факт, что одним из этих людей является Владимир Павлович, не может не радовать.
Всегда острая и актуальная сатира (казалось бы, прямым текстом перемывающая косточки идеям перестройки и всем «перестроившимся», однозначно привязанная к конкретной исторической эпохе, но смысл большинства песен актуален и сейчас, спустя четверть века) и невероятно чувственная лирика, лет 15-20 назад ежегодно выпускаемая Асмоловым в виде очередного оригинального альбома (а то и нескольких за год), будто исчезла в небытие после альбома 2008 года «Зона турбулентности». По словам самого Владимира Павловича, этот альбом ему показался неудачным, а «писать хуже, чем раньше, не хотелось». Что ж – с авторским мнением не поспоришь, но лично мне «Зона турбулентности» очень нравится, причём гораздо больше, чем предыдущий альбом «Рядом быть хочу».
И вот, наконец, в 2011 году, как первая ласточка, появился очередной альбом новых аранжировок (правда, по сравнению с предыдущими подобными альбомами аранжировки там не кажутся такими уж и новыми, за исключением произведений «Осень жизни» и «Женщина-осень»), а жаркое лето 2012 года ознаменовалось не только лесными пожарами, но и выходом столь долгожданного 18-го альбома «Страна моих песен».
Сами песни, вошедшие в альбом, вполне вписываются в ставший привычным для нас исключительно лирический стиль Владимира Павловича, и выделить альбом в целом среди прочих работ Асмолова, пожалуй, нельзя. Но при этом не стоит забывать и то, что всякое произведение этого автора уже само по себе на голову выше любого произведения любого другого автора (разве что, в какой-то степени его можно сравнить с песнями Александра Новикова, если такое сравнение вообще возможно – стиль всё-таки у каждого индивидуален). Помимо всего прочего, Владимир Асмолов – не просто поэт, он мастер слова. Он не просто пишет отличные песни, он умеет играть со словами и рифмами, а не просто рифмовать рифмующееся. Причём, умело и виртуозно делает это для самых разных песен. От сатирических оборотов вроде «Здесь чудеса, здесь плешь выводят» или «Клепают клипы клипари» и ироничных «Графиня, я твой графин» до самых чувственных и лиричных, таких, как «Бегу по улицам пустым / И нет тебя, и всюду ты». Если у кого-то другого и встречается что-то подобное, то в гораздо более незначительных количествах. А вот диск «Наше всё» вышел каким-то уж чересчур грустным и унылым. Наверное, не зря автор причислил его к «альбомам без номера».
Так что, теперь нам остаётся надеяться на то, что в обозримом будущем новые диски с именем «Владимир Асмолов» будут чаще появляться в музыкальных магазинах, добавить в свою коллекцию «Страну моих песен», «Наше всё» и наслаждаться красивой и высокой поэзией, заключённой в гармоничную оболочку музыки.
Александр Новиков
Как я уже упоминал выше, 2012 год стал очень богатым на новинки от самых маститых исполнителей. Казалось бы, что ещё можно придумать оригинального, не особо выходя при этом за пределы новиковского стиля? Оказывается, можно, и ещё как! До сих пор помню то чувство, когда в первый раз услышал только что выложенную на сайт Александра Васильевича, тогда ещё совершенно новую песню «Расстанься с ней». И вроде не столь уж и сложные стихи, и смысл не претендует на запутанную историю с множеством сюжетных линий, но в каждой песне Новикова есть что-то такое, от чего пробегает дрожь по коже, что заставляет задуматься над чем-то вечным, с одной стороны понятным любому, но одновременно и глубоко личным для каждого. И таков каждый его альбом, каждая песня в альбоме и каждое слово в песне. Не стал исключением и альбом «Расстанься с ней», где индивидуальна каждая песня, но в то же время во всех них с первых нот без труда узнаётся авторский стиль.
Между прочим этот альбом, как и асмоловская «Страна моих песен», в некотором роде, вышел после длительного молчания. Правда, молчания именно авторского, то есть это первый альбом после 2007 года, куда вошли песни на стихи самого Александра Васильевича. Хотя и те две большие и серьёзные работы, предшествовавшие альбому «Расстанься с ней» (второй альбом на стихи Сергея Есенина и «Ананасы в шампанском» на стихи поэтов Серебряного века) тоже заслуживают большого внимания. Чего стоит только тот вклад в «популяризацию» (если в данном случае уместно это слово) незаслуженно забытых нами сегодня произведений поэтов начала ХХ века. Ведь со временем становится всё меньше тех людей, которые предпочтут открыть сборник стихов, нежели вставить диск и послушать музыку. И именно в придании стихам начала прошлого века современной формы в виде песен и заключается основной вклад Новикова в развитие искусства. Конечно же, без того таланта, с каким сделаны эти альбомы, нечего было бы говорить и о том эффекте, который производит прослушивание упомянутых выше альбомов.
И конечно же нельзя не упомянуть о новиковской сатире. В отличие от Владимира Асмолова, среди песен которого где-то с начала 2000-х всё больше лирики, Александр Новиков лишь утверждает свою позицию непримиримого борца с попсовой голубятней и несгибаемого поэта-диссидента, причём далеко не только посредством песен. Тем приятнее выход сатирического «Ё-альбома», некоторые песни из которого исполняются Новиковым и на концертах. Особенно хочется подчеркнуть, что альбом этот не блатной, а именно сатирический. А таких альбомов даже у самого Новикова не так уж много, так что это своеобразное возрождение чуть подзабытых ответвлений жанра. К тому же такой альбом нужен и в качестве эдакого средства лечения общества от того, чем заражают его с экранов телевизоров и партийных лозунгов, причём, именно сейчас нужен, как никогда.
Конечно не может не радовать и то, что Александр Васильевич «в режиме онлайн» знакомит слушателей со своим творчеством – на официальном сайте поэта частенько появляются самые новые композиции, в основном раньше даже, чем состоится премьера песни в радиоэфире. Довольно мало исполнителей так активно обновляют свои сайты (а у некоторых их и вовсе нет). А у Новикова ещё не успел выйти сатирический альбом, а на сайте уже висело пара песен из следующего за ним (выход которого ожидается со дня на день, но будет ли он и в самом деле «Блатной» или же исключительно лирический, остаётся только гадать).
В общем, неизменное качество всего выпускаемого, разнообразие и в то же время актуальность тем, освещаемых в песнях Александра Новикова, постоянное стремление к эксперименту и смелость, с которой эти эксперименты осуществляются – всё это в совокупности и позволяет, на мой взгляд, охарактеризовать Александра Васильевича, как одного из двух Китов Городского романса (к сожалению, как ни старался отыскать на бескрайних просторах нынешнего шансона третьего Кита, не обнаружил ни одного подходящего кандидата, хотя немало авторов сегодня предельно близки к этому уровню. Именно о них и пойдёт речь в следующей части).